Даниил Вяткин — Графический дизайнер, художник-график, иллюстратор, плакатист. Ольга Кавкова побеседовала с Даниилом накануне выставки «Хроники русской глуши».
Ольга Кавкова: Вы активный участник культурной жизни Петербурга, среди ваших знакомых много творческих людей: художников, музыкантов, поэтов, театральных деятелей, с которыми вы сотрудничаете. В связи с этим такой вопрос: как бы вы охарактеризовали ту культурную среду, которая сложилась в Петербурге в период с 2010 по 2020 год? Мнения разнятся кардинально. Некоторые считают, что сейчас какая-то эпоха застоя и в культуре ничего не происходит, другие считают, что все наоборот. Как вы считаете?
Даниил Вяткин: Вот это вопрос! К таким вопросам надо готовиться заранее. Я не анализировал, честно говоря. Вы знаете, есть много разных направлений. Естественно, если брать последний год (с ним всё понятно) или последние пару-тройку лет, немножко всё подзатихло. Какие-то мелкие галереи позакрывались. Был бум на определённом этапе – я помню, что постоянно открывались новые галереи, постоянно были инфоповоды. То ли я потерялся, то ли они потерялись, куда-то это всё делось. Точнее, стало приглушенно как-то. С другой стороны, возможно это я в такую среду попал: очень многое стало крутиться вокруг уличного искусства за последнее время. Много стало маленьких организаций, художников, которые постоянно что-то устраивают, они может быть не так сильно известны в профессиональной культурной среде, но при этом там что-то постоянно происходит.
То есть, в андеграунде?
Да, скорее в андеграунде. Постоянно есть какие-то выезды, куда-то все катаются, что-то где-то рисуют. То одна выставочка, то другая выставочка. Но причём именно в полуподпольной среде.
Вопрос о вашей деятельности: афиши, плакаты, дизайн, графика, стрит-арт. Из всего, что вы делаете, какое направление вам видится ключевым?
Это для меня большая проблема, на самом деле, потому что я все эти направления одинаково нежно люблю, мне крайне сложно сделать выбор между этими вещами. Я стараюсь объединить их с помощью единого стиля изображений. Естественно, это крайне редко получается. Но иногда получается. Выбрать из этих всех направлений что-то одно для меня проблематично. Из-за этого я часто разрываюсь на тысячу маленьких Даниилов Вяткиных и не могу никак выбрать единое направление движения. С другой стороны, может быть и не надо? Некоторым удавалось: Магритт тоже рисовал рекламу… да и много кто еще!
Получается ли у вас концентрировать внимание? Концентрированно работать над разными проектами? Или вы концентрируетесь только на одном конкретном проекте и не можете рассеивать внимание на большое количество разных работ?
Я не столько могу или не могу, сколько не нуждаюсь это делать. Я стараюсь подходить к каждому проекту максимально ответственно, стараюсь не допускать «халявы», делать спустя рукава. Иногда это сложно, когда действительно в разных направлениях работаешь. С другой стороны, одно другое подпитывает: ты начинаешь из одного направления вытягивать какие-то элементы в другое, их объединять. Не потому, что ты хочешь это сделать, а потому что само так получается.
Есть ли у вас такие занятия, не связанные с художественной деятельностью, что-то кардинально другое, не приносящие вам дохода?
Художественная деятельность не приносит мне дохода практически! (смеётся). Основной мой доход – дизайн.
Может быть музыка, поэзия?
Я люблю искать разные предметы на помойках, например! Это немножко художественная деятельность. Ни от чего так не кайфую, как откопать какую-нибудь винтажную или антикварную штуку. Чаще всего она либо пригождается, либо берётся для того, чтобы из этого что-то потом сделать.
Расскажите про самую неожиданную находку, самую запоминающуюся!
Они приятны все сами по себе! Я люблю находить мебель старую, много чего интересного встречается, даже с точки зрения визуала. Я опять прихожу к тому, что ищу какую-то визуальную составляющую во всем. Я снова завязываю всё на деятельности, к этому всё идёт. Я не могу просто так разводить цветы, например, хотя хотел бы! Я очень книжки люблю находить – это прям замечательно! Я нашел на помойке несколько отличных путеводителей по Павловску, прекрасный сборник по биографии Пикассо, иногда просто литература попадается интересная. Находить книжки – это отдельное удовольствие. Готовить люблю иногда. Хотя тоже – процесс готовки – как и вся моя другая художественная деятельность. Я готовлю по тому же рецепту, по которому делаю картинку. Получается, это тот же процесс.
Вы сами часто ходите на выставки? Если да, то какие культурные пространства города кажутся вам наиболее интересными?
Естественно есть места, в которых ты просто обязан быть. Если ты туда принципиально не ходишь – это такая поза. В тот же самый Манеж не попасть нельзя. Сразу появятся вопросы: ты не ходишь в Манеж? А почему? А что с тобой не так? Всё равно они очень классно всё это делают, умудряются из каких-то странных вещей сделать очень крутой инфоповод, по крайней мере. Можно как угодно оценивать выставки, которые там собираются, экспонируются, но в чём точно им не откажешь, это в создании крутых инфоповодов, о которых начинает говорить весь Петербург.
И всё это в одном и том же пространстве и выглядит всегда по-разному.
Да, они мне, как дизайнеру, в этом плане очень импонируют, потому что оформлению выставок уделяют много внимания. Делают какие-то фишечки, мерч к выставке, там чувствуется, что очень кайфово и приятно. Я люблю Галерею Fifteen (FFTN), например, как пространство оно мне очень нравится. Не совсем важно, что там выставляется, но пространство настолько мне импонирует, что интересно там просто находиться. Kunsthalle (Kunsthalle nummer sieben), пожалуй. Тем более, оно рядом со мной находится. Очень удобно – взять бутылочку коньяка в карман и прогуляться до них. Недалеко ходить, есть что посмотреть. Приятная прогулка получается!
Книжный дизайн – это особая история, много ли вам приходится читать, и меняется ли ваш подход к чтению от этого?
Да, конечно меняется. Во-первых, как только начинаешь заниматься какой-то деятельностью, она всегда начинается тебя направлять. Но если есть у тебя подспудная мысль, начинаешь знаки видеть везде. Тут тоже самое абсолютно – ты уже не просто читаешь книжку, ты думаешь: «как бы я её оформил, а вот тут бы я по-другому сделал, а вот тут бы я такую штуку применил, а вот эта книжка очень интересная, но чертовски скучно оформлена, не могу её читать, неинтересно, лучше что-то повеселее возьму». В этом году я не так много книжек оформляю, но в прошлом был прямо поток какой-то, и всё, что я читал или пролистывал, было связано с тем, что я делал. Что делаю – то и читаю. Не читать – нельзя! Нужно хотя бы пробежаться, понять, одной книжки бывает недостаточно, нужно хотя бы в общих чертах понимать, что это за автор, что он ещё сделал, в каком стиле, насколько эта конкретная книжка в его общую канву укладывается или выпадает из неё. И ты вокруг этого постоянно вертишься. Ты должен быть погружён в эту конкретную книжку и на другие, зачастую, не остаётся даже времени. У тебя по две недели на книжку, например, и за две недели тебе надо оформить и ещё чем-то другим заниматься — книжка и её окрестности.
А вы работаете дома или у вас есть мастерская? И если нет, то есть ли в ней потребность?
У меня нет мастерской. Я — человек неорганизованный видимо, мне сложно заставить себя прийти в мастерскую, поработать до определённого срока, а потом вернуться и, вроде как, и не работать. Я, когда пробовал так делать, всё равно половину работы брал с собой, и она у тебя продолжается дома. В итоге ты приходишь к тому, что работа переселяется к тебе, полностью ты её разделить не можешь. Кроме того, я же не работаю с масштабными вещами типа скульптуры или химическими вещами, живописными полотнами, мозаикой. Графика позволяет немного места занимать дома. Вся моя техника, которую я использую, позволяет достаточно быстро разобраться, сделать и быстро собраться. Такая трансформируемость позволяет укладываться с домашним обиходом. Какие-то вещи, которые я делаю на стенках периодически, вот там да, там можно!
Как на вас и вашу работу повлияла самоизоляция?
Никак не повлияла. Абсолютно!
Кто-то скучает по большому количеству людей, по выставкам. Кто-то, наоборот, расслабляется.
Первое время мне было просто интересно, потому что это был достаточно интересный эксперимент. Потом надоело на каком-то этапе. Я бы не сказал, что принципиально на меня эти вещи как-то повлияли. Я очень много работаю и очень много работаю дома, соответственно. Не было особой необходимости куда-нибудь каждый день идти. Я прекрасно умею делать всё это в домашних условиях, я не сильно переживаю по этому поводу. Да, есть какие-то вещи, от которых сложнее чуть-чуть становится: сложнее выехать за пределы города, закрытые заведения, которые хочется иногда посетить для разнообразия. Но это опять же для меня всегда было что-то «сверх», не моя рутинная жизнь, я могу с этим смириться. Если бы это еще дольше продлилось бы, то, наверное, я бы начал вешаться.
Расскажите немного про выставку ваших работ, которая пройдет в апреле этого года? Какие ваши работы можно будет на ней увидеть? Это не секрет?
Не секрет, конечно. Некоторые из них можно было видеть на разных мероприятиях «подпольных». Они периодически выпрыгивают. Будут и совершенно новые, сделанные для этой выставки, часть будут переработаны из старых, которые по духу или по смыслу подходят. Это такая выставка – в каком-то смысле современное мифотворчество, переосмысление традиционных русских образов и помещение их в «неосказочный» контекст. Мне кажется, что из всех авторов, это ближе всего к билибинским оформлениям сказок. Откуда-то оттуда, мне кажется, корни растут. Если вспомните из детства такую картинку, билибинскую иллюстрацию, где девушка идёт по лесу среди насаженных на колы черепов, и из этих колов, из этих черепов бьют лучи света. Она совершенно странное впечатление производит, эта работа. Она совершенно какая-то не сказочная, а то ли футуристическая, то ли это реализм чистый – можно же в череп поместить свечу, и она будет светить, ничего в этом такого страшного нет особенно. При этом в ней есть ощущение мистики, потустороннего.
Полусна – полуяви…?
Да, пожалуй. Хорошее сравнение. Во многом, если выбраться за пределы Петербурга, это постоянное ощущение полусна начинает тебя преследовать. Ощущение, будто там что-то есть, но оно то ли замерло, то ли затормозилось, то ли поставлено на паузу, то ли действительно спит. При этом ощущение мистического потустороннего там присутствует. Мне хотелось какие-то предметы поместить в эту среду, сделать им оформление или изобразить их так, чтобы от них стало веять странной потусторонностью. Кроме того, это тот момент, когда моя дизайнерская жилка начинает работать – это очень простые образы, это такие большие или маленькие логотипы. В логотипе один-два образа соединяются и работают – быстро, эффективно и т.д… Я старался добиться, чтобы это было очень быстрое, очень простое впечатление, но с несколькими гранями, которые открываются потом. Сочетание нескольких ясных чётких образов, соединяющихся в одной работе.
Теперь хочется обязательно сходить! Интересно послушать, как вы интерпретируете ваши работы.
Главное – задавать вопросы. Я придумываю работы, но я их не интерпретирую. Когда вы задаёте вопросы, я спешно придумываю, что же я имел в виду. У меня есть ощущение, и я его вербализирую. На самом деле, в том, что я наговорил, 50% правды, в остальном это импровизированная работа.
Насчёт мастерской, вы когда-нибудь хотели поработать с каким-то огромными проектами?
Насколько огромными?
Для которых требуется пространство, а мастерская – это ведь что-то ограниченное, и тоже не всегда вариант.
Я сделал достаточно дурацкую последнюю работу в одном лофте, три на четыре метра, не очень большая, но и не маленькая. И пока для меня это максимум — я особенно не хочу в бОльшем масштабе работать. Я не люблю лазать по стремянкам (смеётся). Если бы я на полу где-нибудь мог рисовать – это удобно. А по стремянкам лазать – некомфортно, я высоты боюсь! (смеётся)
А работы, которые потом можно вписать в городское пространство? Если бы это было возможно.
Опять-таки, 3х4 метра – хороший формат! Мне нравится: лазать высоко не надо. Совсем гигантскую не хочется. Обычно ведь графика занимает небольшие листки, но мне нравится делать графику большой: формат А1, А0. Мне нравится, что это не живопись, которая застолбила за собой такую масштабность, а графика — это всегда камерная история. Мне нравится, что графический лист может быть большим. Но совершенно необязательно ему быть гигантским. Хотя мне нравится в длину работать, в погонных метрах, так скажем. Пускай не очень высокая, но зато длинная! На выставке в Арт-Лиге будет пара работ, они будут длинные.
Спасибо и до встречи на выставке!