Эпштейн Макс
Биография
В 1990 году, в возрасте 16 лет переехал в Израиль вместе со своей семьей. Первое время после переезда художник ностальгировал по России, увлекся нигилизмом и рок-н-роллом.
1992-1997 — учился в Академии искусств и дизайна «Бецалель» в Иерусалиме на факультете керамики и скульптуры. 1999-2001 — изучал фотографию на Открытом Семинаре Фотографии (под руководством Эяля Онн) в Рамат-Гане. 2009-2011 — получил степень мастера в Хайфском университете на факультете искусств.
Преподавал в киноакадемии «Сапир» на факультетах кино и анимации. Работал в кино и театре как художник постановщик. С 2011 года член Иерусалимского союза художников и скульпторов. Является одним из основателей и педагогов Иерусалимской детской Анимационной студии «Wild Kids» («Дикие Дети»). На данный момент живет в Эйн-Кереме, Иерусалим. Работы находятся в частных коллекциях Израиля, России, США, Японии, Украины, Франции, Канады, Германии, Голландии, Бельгии, Англии.
Проект «Дикие дети»
Проект «Дикие дети» реализуется на базе Музея Бат-Яма (MoBY) в Иерусалиме. Цель проекта – установление связи между художниками и детьми со всей страны, развитие у детей способности к самовыражению посредством языка анимации. На «Круглых столах» участники создают короткие анимационные фильмы, фокусируясь на музейном окружении. Дети работают с найденными материалами: картоном, оберточной бумагой, пластиковыми бутылками и т.д.
Одна из таких работ была вдохновлена соседними домами, и в частности — детскими домами. Участники использовали визуальную память для изображения деталей своих домов и воображения, что позволило им добавить фантастические элементы. Благодаря наблюдению и рисованию дети выбрали водонапорную башню, прилегающую к музею, в качестве дополнения к их «окрестностям». Затем они начали воображать: что может быть внутри замкнутой водонапорной башни? Фильм был сделан с использованием двух методов: стоп-движения и пикселизации. Полученный фильм был показан на торжественном музейном мероприятии, а затем в доме Хансена в Иерусалиме в рамках празднования 5-летнего юбилея студии «Дикие дети». Фильм получил приз Audience Choice Award.
Программа осуществляется при поддержке Британских друзей художественных музеев Израиля (BFAMI).
Персональные выставки
1997 — «Гротескная Коктейльная Вечеринка», Кад – кафе, Израиль
1998 — «Кухни Третьего Сорта, галерея Эрде», Мюнхен, Германия
1999 — «Коллекция Ночных Бабочек», центр современного искусства, Баден Баден, Германия
2009 — «Метки Присутствия», Иерусалимский Университет, Иерусалим
2009 — «Земля шакала», Дом Художника, Тель Авив
2012 — «Точки Схода», музей Вильфред
2012 — «Борщ», галерея Агрипас 12, Иерусалим
2013 — «Уголь», Дом Художника, Иерусалим
2014 — «Теневой Пейзаж», Дом Анны Тихо, Иерусалимский музей
2017 — «Иерусалимское радио», Галерея Арт-Лига, Санкт-Петербург
Групповые выставки
1997 — «Выпускной Проект», иерусалимская академия искусств Бецалель
2000 — «Сквозное», центр современного искусства, Баден Баден, Германия
2001 — «Искусство Птиц», галерея Ко-Арт, Иерусалим
2002 — «Мой Цветущий Сад», группа LOS, 2 Израильское Биеннале Керамики, Музей Арац, Тель-Авив
2002 — «Дремлющие», группа LOS, Новая Галерея, Иерусалим
2004 — «Бессонная Ночь Хедвы Шемеш», Новая Галерея, Иерусалим
2004 — «Салон Гило», Новая Галерея, Иерусалим
2005 — «Иерусалимский Классицизм», Новая Иерусалимская Сцена, Иерусалим
2005 — «Видео Салон», Новая Иерусалимская Сцена, Иерусалим
2005 — «Принадлежащие», театр Клиппа, Яффо
2006 — «Дача», Герцена 6, Псковский Губернеческий Музей Псков, Россия
2006 — «Фантомный Музей», Новая Иерусалимская Сцена, галерея Двик, Иерусалим
2006 — «Фантомный Музей-часть вторая», Новая Иерусалимская Сцена, галерея Хава, Хулон
2007 — «Гои», Новая Галерея, Иерусалим
2007 — «Среда Обитания и Нутряная Любовь», Новая Галерея, Иерусалим
2008 — «Здесь Невообразимое», галерея Родшильд , Тель-Авив
2008 — «Интимное Место», галерея Двик, Иерусалим
2008 — «Иерусалимские Духи», Новая Галерея, Иерусалим
2009 — «Иерусалим-Осколки», Дом Художника, Иерусалим
2009 — «Четыре Комнаты», Дом Художника, Иерусалим
2010 — «Родина-Муледет», Пирамида, Хайфа
2010 — «Бумага, Камень, Ножницы», Новая Галерея, Иерусалим
2010 — «Эскизы», Новая Галерея, Иерусалим
2010 — «Гробман», группа Коллектив, галерея Кишон, Тель Авив
2011 — «Другая Порода», галерея Салами 46, Тель Авив
2011 — «Переход», выпускной проект, Хайфский университет
2012 — «Следы Пустыни», галерея Бэри, Кибуц Бэри
2012 — «Голый Король», галерея Агрипас12, Иерусалим
2013 — «Образ- Приведение», галерея Аль Ацук, Нетания
2017 — «Дети хотят коммунизма», музея Бат-Яма (MoBY), Иерусалим
Анимация и перформанс
2005 — «Когда-либо это было», режиссер и аниматор экспериментальной анимационной пленки, 6,5 мин.
2008 — режиссер экспериментальной театральной пьесы с анимацией жизни, видеороликом и актом «Мар Лир», Летним фестивалем, Иерусалимским театром
2009 — «Гобелен Иерусалима», экспериментальная анимация жизни, выступление, Летний фестиваль, Иерусалимский театр
2010 — «Посещение Анны Тичо», экспериментальная анимация жизни, выступление, Тичо Хаус, Музей Израиля, Иерусалим
2012 — «Мечты о Моисее», экспериментальная анимация в сотрудничестве с театром «МИСТОРИН», Тель-Авивским музеем искусств
Фестивали
2003 — «Jerusalem Film Festival», Иерусалим
2004 — «KOLNOA DOROM», Сдерот
2005 — «ASIF», Тель-Авив
Призы и стипендии
1994 — стипендия фонда Равитель Терри Гиль
2004 — стипендия фонда Рабинович
2005 — 3 приз фестиваля Аси
2007 — Приз Мифаль ха Паис в Области Анимационного Искусства
Характеристика творчества
Значительная роль в творчестве художника отводится Израилю и, в частности, иерусалимскому пространству. Сам Эпштейн отмечает многослойность и непостоянство, свойственное его творчеству и Иерусалиму. Город как постоянно меняющееся пространство, населенное многочисленными сообществами со своими традициями, подобно лоскутному одеялу. Стремление зафиксировать фрагменты иерусалимской реальности, превратить их в воспоминание, знак. Эпштейн: «Израильское искусство задействует все пластические языки… Был момент прорыва фотографии и видеоарта, довольно нового для евреев языка искусства, затем громко о себе заговорили анимация и кинематограф.» Вместе с тем «слово и текст занимают важную нишу в творчестве израильских художников как прямая отсылка к традициям иудаизма, к книжному комментарию и минимуму визуальных средств. То есть тексты традиционно интерпретируют другими текстами, изменяя и развивая основную идею. Что, собственно, дало возможность в свое время выступить на первый план израильскому концептуализму.»
Искусство фотография для художника во многом соприкасается со скульптурой — за счет построения пространства и взаимоотношений объектов посредством соотношения света и тени, а химические процессы, сопутствующие проявке и печати фотоснимков подобны взаимодействию фактур керамических поверхностей.
Тема пространства как общественного, исторического наиболее ярко проявляется в таких работах как «Дача» (групповая выставка «Дети хотят коммунизм» (Kids Want Communism), Музей Бат-Яма, 2017) и «Иерусалимское радио» (персональная выставка, Галерея Арт-Лига, 2017). Джошуа Саймон заказал ему проект «Дача» для своей выставки, размышляя об этом феномене с точки зрения социалистических идеалов, не предполагая какую анти-коммунистическую мину он заложил. Позиция автора совершенно противоположна — она аполитична и антикоммунистическая. Как говорит сам художник: “Собрал манатки — уехал на дачу”, тезис подтверждается отбором предметов и организацией пространства.
В тотальной инсталляции «Дача», состоящей из 50 объектов, Эпштейн выражает свою антикоммунистическую позицию, противоположную идее куратора выставки Джошуа Саймона, убежденного поклонника социалистических идей. Для демонстрации работ Эпштейна было сконструировано особое, «деревенское» пространство с помощью разграничения тремя конструкциями: деревянной стеной, мостом и сортиром. Пространство отсылает к детским воспоминаниям самого художника и, возможно, находит отклик у зрителей. Детские кошмары, связанные с ночным путем от дома до туалета (вне дома), оказываются соотнесенными с работами Ильи Кабакова и Марселя Дюшана. Многие предметы, составляющие скульптурные работы, были найдены на иерусалимских помойках, рисунки и дневники на русском, немецком, французском, иврите принадлежали неизвестным людям. В то время как куратор размышлял о проекте «Дача» в контексте социальных идеалов, ее автор посвятил работу теме «дачности» и провинциальности, времени и memento mori.
В соавторстве над этой тотальной инсталляции, включающей в себя скульптуры, графику, фотографии, вместе с Эпштейном работал звукорежиссер и композитор Юрий Применко, написавший для выставки композицию «Радионяня» по мотивам советских радиожурналов.
Инсталляция «Иерусалимское радио», состоящая из графических работ и фотографий отсылает к темам воспоминаний, прошлого и настоящего, взаимодействия человека и пространства, позволяет увидеть и почувствовать «белый шум» Иерусалима, специфику места. В этой работе так же, как и в «Даче» визуальные объекты дополняются звуковым сопровождением — музыкой Юрия Применко.