Музыкант Нельсон собственными силами преобразил дворик на улице Полозова в Петербурге. Сказочный дворик Нельсона стал настоящей достопримечательностью и заслуженно носит звание самого странного двора Петроградской стороны. Кто-то считает это безумством, кто-то — арт-терроризмом, а кто-то — современным искусством. Несомненно, это — искусство и настоящая сказка, в которую может попасть каждый. Здесь живут птицы и играет музыка. Мы поговорили с создателем этой параллельной реальности.
Нельсон: Чего ради я живу? Я всё время искал общения с людьми. Всё время думал, как определиться в этой жизни. Понял, что надо просто что-то делать. И, конечно, себя отождествлять со вселенной. Когда ты обретешь зависимость от нее — ты становишься свободным.
ЮР: Вы считаете, что нужно жить в своей реальности. У каждого есть свой маленький кусочек жизни и надо его облагораживать. Поэтому вы сделали дворик?
Нельсон: Да. Мы живем в социальных условиях, но мы можем просто быть. Быть для самих себя. А это очень трудно. Ни у кого нет времени — все чем-то вечно заняты. А этот мир, будущность которого мы должны созерцать, остается без нашего внимания. Мы и сами-то собой не владеем.
ЮР: Кем бы вы себя назвали?
Нельсон: Я отвечу так: я понял кто я. Не знаю нравится ли вам этот ответ, но это главное — я нашел согласованность с собой.
ЮР: Мне нравится этот ответ! Я думаю, ответ на вопрос «Кто я?» нельзя выразить словами.
Нельсон: Да, потому что это очень глубокая история. Я же тут всё время со всеми общаюсь. И проблемы бывают — и с хулиганами, и с детьми, и с бабушками! Пока стена потрескавшаяся была, всё было запущено, никто и не вспоминал ни о чём! Когда-то давным давно росло тут дерево. Но нет его уже сто лет. И вот стал я там стену расписывать, подходит ко мне тётя Тоня и говорят: «Здесь было дерево! Люди слышали как ты его пилил в четыре часа утра!». И смех, и грех. И такая злость у нее в глазах!
Я когда оказался в Сибирской тюрьме, понял, что мне это нужно было. Я словно этого и хотел — проверить себя. Бывает устраивают охранники шмон, начинают дерзить, избивать. Было у них такое развлечение в те времена. Ну и как-то заходят они в барак, и я сразу понял, что сейчас будет что-то нехорошее. Не знал сначала, что делать. Заходит полковник, а я и говорю чеканно: «У меня есть к вам вопросы!». Кинул им как косточку, чтобы остановить беспредел. Они и спрашивают: «Какие ещё вопросы?». Я и говорю: «Знаете ли, я тут не случайно оказался в тюрьме. Я сюда заехал специально. Здание имеет историческое значение, я должен за ним следить». Они так обалдели и засмеялись, что и делать ничего не стали. Много историй у меня оттуда! Были в жизни и падения, и взлёты.
ЮР: А какие у вас сейчас отношения с администрацией района?
Нельсон: Я вернулся в город, пришёл к главе администрации и говорю: «Мне ничего не нужно. Я хочу построить красивое трехэтажное здание. Денег у меня нет, но я соберу. Построим здание для детей «НЛО» — Новые Личности Общества. Соберём детей до 12 лет. Школьное образование не идеально, это государственная форма. А мы бы это дополняли, рассказывали бы им что происходит в мире». Ему идея понравилась, но пока я только здесь, создал сказочный двор. Приходил тут депутат один и спрашивал, когда будет официальное открытие. Но я не хочу делать из этого всего «филармонию».
ЮР: Вы себя художником не называете. Поэтому спрошу так: когда вы начали преображать действительность?
Нельсон: Я родился таким. Я родился в большущем военном городке. Отец работал в военторге, сапогами занимался. И я оказался в этой среде. И мне там приходилось всё время думать. Куда я попал? Какой путь придётся пройти? Старшие пытались со мной всё время поговорить, но я им ничего не говорил. Потому что если они узнают о чём я думаю, что им нужно будет делать? Они ж меня за ребёнка держат!
ЮР: Как вы этого не избегаете, вас называют художником. А кто такой художник?
Нельсон: Я познакомился как-то с парнем. Оказалось, он художник, но работает грузчиком в магазине. Жить-то на что-то надо. И вот он мне церковь на стене нарисовал. Он рисовал, и я рисовал рядом. Смотрел он долго на меня и говорит: «Вы — художник». А я не художник, я не учился нигде.
ЮР: Как вы придумываете эту сказку?
Нельсон: Да всё как-то само собой приходит, по ходу пьесы. Есть у меня знакомая писательница — Алиса Манки. Она мне сказала «К тебе будет паломничество». Так и происходит, похоже. Приходят ко мне люди и друзей приводят. Часто приходят очень интересные люди! Да чего там, в каждом есть что-то интересное.
ЮР: В вашем сказочном дворике стоят машины. А откуда они у вас?
Нельсон: Я всем говорю, что это мне Путин подарил! После этого никаких вопросов не задают больше!
ЮР: Птицы у вас тут живут. Смотрю — новая ворона появилась! Где вы их только находите?
Нельсон: Да это люди притаскивают! Вот птенца голубя принесли. Кормлю его из шприца. Как много бедствующих существ на этой планете! Нашёл как-то раненного стрижа, привез его в госпиталь. А девушка, которая там работает, сказала, что надо 2000 платить. Я обалдел и говорю: может я ему сразу голову откручу? Но ничего, эта девушка потом жила у меня тут полтора года. Думал — перевоспитаю. Но только жутко вляпался! Я сейчас от всего отказался — и от любовниц, и от денег. Веду себя достойно и радуюсь жизни!
ЮР: Если бы Вам было нужно рассказать об этом месте человеку, который здесь ни разу не был, как бы вы ему все это описали? Что это?
Нельсон: Я сделал сказку и она работает. Причём работает органично в своем месторасположении — географическом и историческом. Здесь острова на асфальте — Гоа, Крым, Остров Пасхи, Аптекарский. Островной же город у нас! Лошади на стене сделаны из детского коврика, и мне кажется, что они до сих пор пахнут мочой. Здесь есть место для загадывания желаний, и сами посмотрите — разве здесь могло быть что-то другое?
Июль 2016