Белый куб | Outsider Art

Искусство самоучек, психически больных людей, людей со сложной судьбой — какое место в культуре занимает такое искусство?  Причем здесь Фрида Кало, немецкие экспрессионисты и толерантность? В новом выпуске программы Белый куб мы поговорим об «outsider art».

Искусство вне системы

Искусство многолико, оно пронизывает всю нашу жизнь: это и архитектура,  и дизайн, и разнообразная графика,  и фотография, и живопись.  Почти все что мы видим каждый день так или иначе связано с искусством. Очевидно, что искусство живёт не только в галереях и музеях, и создаётся не только в мастерских. В прошлых выпусках мы говорили с вами о людях, чей статус художника не подвергается сомнению. Сегодня мы поговорим о людях, которые зачастую и сами не считает себя художниками, но могут оказывать значительное влияние на художественную мысль, а именно об outsider art, или, грубо говоря, о самоучках.

В 1947 г. французский художник и куратор Жан Дюбюффе ввел термин art brut (ар брют). Дословно ар брют означает «сырое искусство» или «грубое искусство». Этот термин был призван описать коллекцию картин, собранную Дебюффе, куда вошли работы непрофессиональных художников и в большинстве своём — маргиналов и чудаков. Не имея художественного образования, и будучи невкуюченными в официальные институты  культуры, эти художники творили исходя лишь из собственных представлений, а не опираясь на  каноны классического искусства. В своей книге 1972 года арт-критик Роджер Кардинал назвал это явление outsider art, которое стало синонимом ар брют в английском языке и получило гораздо большее распространение.

Дюбюффе и Кардинал писали прежде всего о крайне маргинальных европейских художниках: психически больных людях. Это вызвало распространенное заблуждение, что outsider art является по существу патологическим, когда на самом деле центральная черта outsider art  — просто создание самобытных работ, при отсутствии знаний в  истории искусства или  новейших мировых арт-тенденций.

На протяжении многих лет, термин outsider art получил множество трактовок, за счет того, что под это определение попали многие художники, совершенно разные, но такие, чье творчество можно было назвать «внесистемным». Большинство художников outsider art известны лишь в узких кругах, хотя многие относят к этому явлению и всемирноизвестную Фриду Кало, чьё творчество определяет смесь народного искусства и аутсайдер арт.

Интересно, что в случае с художниками аутсайдерами огромное значение приобретает биография художника, и именно об этом, а не о школах и стиле будет писать искусствовед. Так, чем ярче биография такого художника, тем больше к нему будет интереса. В этом смысле, Фрида Кало, с её сложной судьбой, является здесь красноречивым примером.

Если речь идёт о самоучках, то почему аутсайдер арт и народное искусство — это не одно и тоже? Дело в том, что народное, традиционное искусство как раз подвержено довольно четким смысловым, стилистическим и образным канонам. А аутсайдер арт, напротив, избегает канонов или вовсе не знаком с ними. Некоторые исследователи разделяют аутсайдер арт и наивное искусство, так как наивное искусство, как правило, в простой форме лишь пытается подражать уже существующим, известным методам и художественным стилям.

До конца XIX века интерес общества  к художникам-аутсайдерам, будь то пациенты психиатрических клиник или просто чудаки, был невелик. Однако есть свидетельства того, что даже немецкие экспрессионисты интересовались таким искусством и заимствовали какие-то идеи для своих работ. Действительно, в искусстве аутсайдеров часто можно найти неожиданные творческие решения.  Впрочем, никто не воспринимал художников-аутсайдеров всерьёз до начала XX века. Постепенно интерес к ним стал возрастать, причиной этого было и расширение рамок самого понятия «искусство», и в тоже время на западе рос интерес к психологии человека, интерес психиатров к творческому потенциалу больных. Действительно, большинству психических заболеваний (будь то шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз или даже алкоголизм) присуще своеобразие творческого мышления, однако по мере развития болезни, эти возможности сокращаются, вплоть до их полного исчезновения.

До конца Второй Мировой войны отношение к такому искусству оставалось прагматичным, его воспринимали лишь как материал для творчества и источник идей. И лишь в конце сороковых начинают всерьёз рассматривать конкретных художников, оставлять за ними право авторства.

Сегодня outsider art воспринимается как полноправная часть культуры. Нужно сказать, что интерес к такому искусству особенно велик  в демократических странах, где большое значение придается толерантности и терпимости к любой инаковости. В Европе существует целая ассоциация художников-аутсайдеров, существуют художественные журналы и многочисленные порталы, специализирующиеся на этой теме, а в Москве уже с 1996 года на постоянной основе работает музей творчества аутсайдеров.