Белый куб | Специальный выпуск | «ERARTA MOTION PICTURES»

24/03 2016

В рамках программы «Белый куб» мы посетили открытие фестиваля фильмов о живописи «ERARTA MOTION PICTURES 2016». Фестиваль проходит в четвертый раз, и если изначально в программе были документальные фильмы, где в фокусе оказывались художники и художественный процесс, то со временем, в программу фестиваля стало попадать все больше фильмов, использующие живописные приемы. Так первоначальный слоган фестиваля «Кино о живописи» получил расширение: «Кино как живопись»

В начале прошлого столетия авангардисты пытались с помощью новых принципов изображения и восприятия, даже модификации языка, который в первую очередь формирует мировосприятие людей, изменить сознание масс и, таким образом, мир к лучшему. Идеи левого авангарда содержали в себе желание создания мира без насилия и несправедливости. И хотя после Второй мировой войны идеи глобального преобразования мира больше пугают, чем вдохновляют, этот поиск новых форм, призванный изменить мир к лучшему, не прекращается до сих пор. Мы ищем и ищем новые образы и формы отражения действительности, в надежде, что это поможет нам лучше понять себя и друг-друга.

Фестиваль «ERARTA MOTION PICTURES» особенно интересен именно тем, что здесь мы можем наблюдать этот живой поиск, это стремление людей из разных стран, с разных континентов найти новый изобразительный язык, или правильно обратиться к прошлому. В разнообразии представленных на фестивале фильмов, отстраненный от содержания каждого фильма в отдельности, взгляд заметит единое пассионарное движение.

Мы поговорили о фестивале с его организатором Денисом Рубиным.

Юлия Рыбакова: Расскажите пожалуйста про фестиваль.

Денис Рубин: Это фестиваль кино о живописи, фестиваль посвящённый живописи. Мы придумали его четыре года назад здесь, в музее. Посмотрели в интернете нет ли подобных форматов где-то в мире, и убедились что по крайней мере в обозримом пространстве интернета нет ничего подобного. То есть фильмы отдельно снимаются, само собой, художники рисуют, а вот фестиваля который объединил бы это в одно, тем более в таком месте, где контент соответствует контексту — то есть в музее современного искусства, где проходит фестиваль кино об искусстве, такого нет. Вот четыре года уже мы делаем фестиваль, он международный. Это фестиваль короткометражного кино, потому что довольно сложно найти большое количество качественных полнометражных фильмов, посвящённых живописи. И в «ERARTA MOTION PICTURES» на равных правах существуют фильмы, посвящённые художникам и живописи, процессу написания картин, так и тех фильмов, в которых живопись является основным приемом. То есть фильмы, в которых режиссеры используют живописную Идеологию,  философию, технику. Например, анимация, где все нарисовано от руки с использованием масла, и, например, экспериментальные работы, где просто демонстрируется пейзаж и обыгрывается тема пейзажа. То есть, это очень разные и очень яркие визуальные истории. И когда мы начали делать этот фестиваль, мы поняли, что в мире довольно много режиссеров работает в таком жанре. То есть, очень много существует фильмов, которые по разным параметрам, так или иначе, можно отнести к кино о живописи, или кино как живопись — это, может быть, даже более важно.

ЮР: То есть ключевой все-таки является живопись? Ведь сейчас существует огромное разнообразие художественных практик, и живопись — лишь одна из них. Например, есть видеоарт — можно ли сказать, что он также присутствует на фестивале?

ДР: Нет, к фестивалю это не относится. На фестивале будет кино, а кино отличается от видеоарта некой законченностью. То есть это обязательно какая-то связная история. Не обязательно история, но это сюжет, это повествование, законченное во времени, а не постоянно зацикленное нечто. И потом мы сконцентрированы на живописи, а не на всём объеме визуального искусства, и не на всём искусстве в принципе. Потому что опыт показал, что сужение темы даёт более точную фокусировку, это делает её более оригинальной. Если сделать фестиваль просто об искусстве — тема поплывет, придётся в состав брать фильмы о музыке — те же клипы, фильмы о театре… И так далее.

ЮР: Фестиваль идёт четыре дня, видимо было много заявок, много участников из разных стран…

ДР: да, заявок было более 600, мы отобрали 24 фильма протяженностью от двух минут до получаса. Мы разбили весь конкурсный блок на три программы, и программа идёт час пятнадцать, час двадцать… В общем, не такая большая история. Есть ещё обширная внеконкурсная программа, которая традиционно представлена нашим жюри.

ЮР: А как обычно формируется жюри и кто будет составлять его в этом году?

ДР. Опять же мы придумали такую историю, раз у нас кино о живописи, то оценивать картины должны и специалисты по кино и специалисты по живописи. Поэтому у нас две секции жюри работает параллельно : жюри художников и жюри кинематографистов. Традиционно мы стараемся набирать интересных персонажей в это жюри. За историю фестиваля у нас уже побывали, и отдувались в качестве судей Александр Сокуров, Анатолий Белкин, Владимир Шинкарев, Николай Копейкин, Александр Шишкин-Хокусай, Константин Бронзит, недавно нашумевший… И многие другие, в том числе иностранные специалисты. В этом году тоже, на наш взгляд, звездное жюри: из кинематографистов будет Владан Петкович — это сербский кинокритик, специалист в области современного артхаусного кинематографа, Мария Кувшинова — кинокритик и в недавнем прошлом — обозреватель журнала «Сеанс» и автор замечательной книги, которую можно читать как Библию нашего фестиваля «Кино как визуальный код». И третий человек это Михаил Железников — Петербургский кинорежиссёр а также куратор и вдохновитель таких проектов как параллельная программа фестиваля «Послание к человеку», «Kinodot» и многие другие. А жюри художников получилось более скандальное — это Марина Алексеева, сооснователь деревни художников, и сама замечательный художник, и это Сергей (Пахом) Пахомов, известный многим последнее время по телепередаче «Битва экстрасенсов» и участием в таких скандальных фильмах как «Зелёный слоник» и «5 бутылок водки». Помимо этого, не все знают, что Сергей Пахомов — замечательный художник. И третий участник — это Французский художник под псевдонимом С215, и которого во всем мире называют французским ответом Бэнкси. Это человек, который все Европейские столицы украсил своими трафаретами.

ЮР: Будете ли вы повторять фильмы, которые будут показаны на фестивале?

ДР: Да, мы стараемся в последствии устраивать показы лучших фильмов с фестиваля, но это точечные показы и, конечно, мы никогда целиком не повторяем программу, так как это слишком большой массив. Обычно мы показываем только победителей и те фильмы, которые нам кажутся особенно интересными. Нужно понимать специфику фестиваля — без разрешения автора фильмы демонстрировать нельзя. Процентов десять от всех фильмов доступны в сети.

ЮР: Какая миссия у этого фестиваля?

ДР: Конечно, миссия есть. Миссия самая простая: коммуникация и популяризация. Проще говоря, сводить вместе творческие силы  и аудиторию. Наш фестиваль ещё отличается тем, что мы привозим почти всех участников за свой счёт. И те, кто вышли в специальный отбор, они все в большей части будут в Петербурге: приезжают сегодня и завтра, и можно их увидеть. Они познакомятся между собой, познакомятся с нами. И миссия, конечно, для зрителей. Потому что кино, которое мы показываем — не такой частый гость на отечественных экранах. Поэтому цель и в том, чтобы показать, что, оказывается, можно снимать по-другому, или, например, можно снимать какой-то обычный натюрморт долго-долго и это окажется интересным. Это немногим из аудитории приходит в голову и, конечно, это встряхивает сознание. Это просвещение, конечно. Многие из фильмов настолько просты исполнены внешне, но имеют настолько сильную идею, что я уверен, что многие из публики, посмотрев эти фильмы, попробуют стать режиссёрами. Наше время оно удивительно тем, что гораздо проще начать этим заниматься. Не факт, что получится и что получится хорошо. Но пробовать может практически любой.

ЮР: И последний вопрос! Может быть, как раз для тех, кто вдохновится этим фестивалем и попробует снимать сам. Фестиваль ежегодный, и в следующим году планируете ли вы его проводить? И когда следует отправлять заявки на участие?

ДР: Да, это фестиваль ежегодный и проводится всегда в конце марта. Начиная с середины лета мы открываем приём заявок, что анонсируем всегда в интернете.  И до конца декабря этого года принимаются заявки на следующий год.

Мы также подготовили небольшой репортаж с первого дня фестиваля.

Фильм Анне Хэугсьорд из Норвегии «Вверх ногами всё абстрактно, говорил мой отец» производит сильное впечатление. Это короткометражный документальный фильм, в котором показаны несколько дней из жизни Анне, когда она готовит к выставке работы своего покойного отца, которые он никогда не выставлял при жизни. Она перебирает его картины и фотографии, и перед нами из маленьких зарисовок складывается по кусочкам целая жизнь и мировоззрение ушедшего уже человека. Прошлое и настоящее переплетается и становится очевидно, что прошлое не уходит, а всегда находится рядом с нами, тяжелым грузом, и в тоже время — счастьем пережитого. То, как мы обращаемся с прошлым, говорит о том, кто мы есть. Этот короткий фильм наполнен важными мыслями и сильными эмоциями. Здесь есть и рассуждения об абстрактной живописи: Анне говорит, что художник, пишущий абстрактные картины, как бы берет зрителя в соавтора, предлагая ему найти свою интерпретацию увиденного. Анне пытается разглядеть в абстрактных работах отца реальные сюжеты из их жизни и находит их.

Остальные фильмы первого фестивального дня были анимационным. Размышления о форме и геометрии в фильме  «333» — Дамиан Алькичире из Колумбии, практически абстрактные бессюжетные работы:  «Зебра»  Юло Пикков из Эстонии, «Линии Зигмунда» — Кэрол-Энн Бельзил Норман из Канады. Страшный, практически антиутопический мультипликационный фильм«Бегемоты»  Петра Думала из Польши и сюрреалистический  «Ты заблудилась, малышка» Пяйви Хирсиахо из Финляндии.

Йоанне ван дер Вег из Нидерландов, по ее собственным словам, с детства пыталась понять как чувствуют окружающий, видимый мир слепые люди, и ее работа «Вслепую», где мир изображается точками, как шрифтом Брайля, выступает как попытка этого осмысления.