Выставка Евгения Тыкоцкого
Я ВЕРНУЛСЯ ИЗ СТРАНСТВИЙ
16 марта – 21 апреля / Открытие выставки 16 марта в 18:00
Работы Евгения Тыкоцкого представляют собой тончайшее эмоциональное повествование, искреннее личное переживание. По словам художника, о чем бы мы не говорили, мы говорим о жизни и о том пути, что выпадает нам, о том пути, что мы выбираем. И в особой печальной интонации работ Евгения Тыкоцкого неизменно ощущается жизнь, душевная сила, и именно это свойство его работ заставляет зрителя замирать перед ними.
В предверии выставки с Евгением Тыкоцким побеседовал Дмитрий Жеравов, художник, искусствовед, студент СПбГИК
Дмитрий Жеравов: Евгений Вячеславович, расскажите о работах, которые вы покажете на предстоящей выставке.
Евгений Тыкоцкий: Когда мне предложили сделать выставку, я посмотрел свою раннюю графику и подумал, ну почему бы и нет.
ДЖ: Эти работы выставлялись ранее?
ЕТ: Нет, не все. Не выставлялась часть работ из ранней графики – мои офорты 70-х годов.
ДЖ: О чем эти работы?
ЕТ: (смеется) Меня часто спрашивают: «о чем». А я отвечаю, что делаю сказки.
ДЖ: О вас много информации в интернете, несколько сайтов и все создано вашими поклонниками…
ЕТ: Когда я выставил работы «Мальчик и его птица», то все я стал кумиром здесь у очень многих. Видимо попал в нерв какой-то. Хотя покупали меня в основном физики, которые потом разъехались.
ДЖ: Над чем вы работаете сейчас?
ЕТ: Сейчас я мало работаю, потому что мало света. Сейчас я пишу только маслом, а при электросвете не могу работать. Хотя уже становится лучше и дни длиннее.
ДЖ: Сейчас вы занимаетесь только живописью?
Да. Скажем так, условно: наверное, мне от бога был дан офорт и композиция. В графике я ставил любую задачу и решал ее запросто, какая бы ни была тема. В офорте действительно дар был. Многое из того что делал тогда, в начале 70-х – я аналогов не знаю. И сейчас ребят в такой квалификации ну просто не осталось.
А сейчас мое поле интересов – это живопись, тут еще остались нерешенные задачи. В графике я все решил, что хотел.
ДЖ: На предстоящей выставке вы покажете что-то кроме графики?
ЕТ: Думаю, что кое-что все же покажу.
ДЖ: Ваша предыдущая выставка здесь, на Пушкинской, была в 2011-м году?
ЕТ: Да, персональную здесь я не делал давно, хоть и участвовал в групповых выставках и на выставке, посвященной 25-тилетию Пушкинской 10. Но небольшая выставка всегда в моей мастерской. Если у кого-то хватит мужества постучаться или позвонить в звонок, то я включаю музыку и впускаю гостей.
Евгений Тыкоцкий Родился 18 сентября 1941 года в городе Собинка Владимирской области.
График, живописец. Учился в МИСИ им. В. Куйбышева, а в 1969 году окончил художественно-графический факультет МГПИ им. В.И. Ленина (художественно-графический факультет).
Начал выставляться с 1969 года на московских официальных и «квартирных» выставках («салон» Ники Щербаковой). С 1975 года — член Союза Художников СССР. После переезда в Ленинград, в 1984 года становится членом ТЭИИ (Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства) и принимает участие во всех выставках Товарищества. С 1980 г. — член Товарищества «Свободная культура». На «Пушкинской-10» работает с 1989 года.
«Тыкоцкий склонен к тому, что принято называть «вечными темами», внутри которых отыскивает то, что Кандинский называл «душевными вибрациями» — бесчисленные мерцания эмоциональных состояний. Одна-две фигуры, человек наедине с самим собою. Точная грация линий «проявляет» скрытую значимость и внутреннее изящество тех, кого принято называть некрасивыми. «Объект изображения и исследования — моя душа, путешествующая в пространстве слов, форм, музыки, человеческих отношений, философских категорий, снов», — пишет о своем искусстве сам художник. Важно однако то, что эти слова подкреплены золотым запасом пластической и цветовой индивидуальности. Конечно, у корней его искусства можно различить реминисценции Шагала, Сутина, даже мастеров метафизической живописи. Но Тыкоцкий узнаваем, мир его образов принадлежит лишь ему, и его «вещество поэзии» (Мережковский) вполне оригинально»
©️ Михаил Герман — профессор, доктор искусствоведения, Академик Академии гуманитарных наук, член Международной Ассоциации Художественных критиков (AICA), главный научный сотрудник Государственного Русского музея.