ВЛАДИМИР ЗАЙЦЕВ

«Осевое время«

1 февраля – 01 марта 2020 / открытие выставки 1 февраля 18:00

Выставка Владимира Зайцева «Осевое время» объединила два графических цикла: «Возможности выбора» и «Тихий ход». Техника: пастель (во второй серии – в сочетании с карандашом). В первой серии преобладает тонкая живописность, во второй – линеарный рисунок. В каждой серии свои герои. Но состояние общее. Вариации на тему, неопределимую словами – и даже сознанием. Раздвигающую рамки обыденного восприятия, прорывающую трехмерность. Ну что ж, название выставки и заявляет о масштабном: Осевое время.

«Возможности выбора». Серия из 16 работ. Мягкие переходы цвета, приглушенный свет; четкие, но не резкие контуры. Вязкое замедленное движение. Тишина. Но тишина оказывается обманкой: мир, который в ней проступает, исполнен тревожных предчувствий. Он похож на сон, где неведомое кажется крайне важным — и требует расшифровки. Задача, впрочем, невыполнимая. Каждая работа – не просто сюжет, но таинственный текст.

Работы растут медленно и естественно – как растет все живое. Плотно и увесисто возникают горы, обрамляя застывшее озеро. И маленькая фигурка человека прорастает в этом тихом пейзаже. Дым костра стелется к небу, дорога стелется к храму. В этой работе, открывающей цикл, уже заданы разные варианты пути. Возможности выбора. Речь идет о серьезном, главном: вверх или вниз, в себя или в бесконечность. 

В задумчивом пространстве работ, исполненном тайны, есть подсказки-лейтмотивы, «бродячие сюжеты» внутри темы:

— Лестницы приставные, ни к чему не приставленные, ведущие к небу. Лестницы-стремянки (как стремление, намерение). Странным образом мотив горизонтальной лестницы читается и в парапетах…

— Свет – от неба-фонаря-маяка как точка отсчета и ориентир.

— Фигуры. Занятые делом, прогуливающиеся, взбирающиеся по лестнице к небу… А иногда и вовсе странные, бесплотные, вдруг высвеченные в пространстве «светлые тени». Пытающиеся взлететь, но привязанные к камням земли. Или летать не умеющие –  и подвязанные к небу веревками.  Или окаменевшие призрачные фигуры, готовящие захоронение такой же – лежащей («Оставьте мертвым хоронить своих мертвых»?)

Ландшафты – реальные или мистические –  таинственны. Неведомые пласты пространства и времени грозят разрушением. Трещины прорезают стены зданий, черный дым вьется от земли, раскалывая небо. 

Небольшой формат; негромкий цвет, стремящийся к монохрому; мягкая, бережная разработка пространства листа… И – большая сила воздействия: длящегося, оседающего в памяти.

Второй цикл работ, представленных на выставке, «Тихий ход». В этой серии художник объединяет две свои излюбленные техники – пастель и карандаш, работающие в ансамбле удивительно тонко и точно.

Ряды шпал – как черно-белые клавиши – озвучивают стук невидимого поезда. И вовлекают другие ритмы: заборов и парапетов, ступеней и труб. Иногда четкие, иногда ломающиеся, звучащие диссонансом. Как, впрочем, диссонансом звучит и название серии «Тихий ход» в эсхатологических сюжетах.

— Разрушающееся здание с наспех заколоченными окнами. На другом берегу – аккуратный ряд домов нарушен обвалами. Но вьется дым из труб как свидетельство жизни. 

— Хаотичное нагромождение обломков набережной – и невозмутимый человек в лодке, гребущий к устоям моста (к Устоям!) 

Хаос и порядок, ритм и какофония сосуществуют в одном пространстве, не борясь, но пытаясь ужиться. И бытуют здесь странные существа – антропо- и звероподобные. Бытуют естественно, привычно. Понимая и принимая происходящее крушение окружающего мира. Рядом с автобусом, изрешеченным пулями, на расколотой трещинами платформе женщина кормит некое существо. Да, мир рушится, выбрасывая своих обитателей и их вещи. Но кто-то проявляет заботу и упорство в поддержании порядка. Кто-то странный в этом странном мире.

В работах Владимира Зайцева запечатлен мир, населенный реальными людьми и придуманными существами. И еще обитателями параллельных миров. Все как в жизни. Мир, одновременно фантастический и до узнаваемости реалистичный. Не придуманный мир, но проявление невидимого. 

В спорах о современном искусстве мы отчего-то говорим о форме. А не пора ли поговорить о содержании? Мир, каким он открывается сейчас, — новое явление в истории. И логично предположить, что художник, творец должен чувствовать это особенно остро. И уж конечно, открытие этого нового мира для себя и своих зрителей – задача куда как более важная, чем участие в гонках за новой формой.

Лариса Скобкина — искусствовед, куратор, художник, заведующий отделом новейших течений ЦВЗ «Манеж», член Санкт-Петербургского отделения АИС.


На персональной выставке Владимира Зайцева будут представлены серии графических работ, в которые автором  заложено постоянно развивающееся символическое повествование. Повторяющиеся пейзажи трансформируются, сменяются персонажи, наполняющие этот мир. Совмещение статичного пейзажа и происходящих с ним метаморфоз, создает тревожное ощущение хрупкости окружающего мира, ощущение существования на пороге хаоса.  Непрочность реального напоминает нам образ Зоны, воплощенный  Андреем Тарковским в фильме «Сталкер». 

Владимир Зайцев прорабатывает пространство в мельчайших деталях, а смешение реалистических и сюрреалистических сюжетов погружает зрителя в мир, время в котором словно замерло, но в любой момент может обрушиться то незаметными, то фатальными изменениями. 

Юлия Рыбакова — куратор галереи Арт-Лига


Владимир Зайцев родился в 1974 году  в г. Смоленске. В возрасте 23 лет начал делать первый шаги в освоении живописи. В ходе учебы и поиска техники сложился как художник — график. Преимущественно работает в технике пастели. Член ВТО «Союз художников России». Живет и работает в Санкт-Петербурге.

В преддверии выставки с Владимиром Зайцевым

беседовала Анастасия Любимова.

Современное искусство и культурная жизнь Санкт-Петербурга представляет собой сложный процесс, в котором реализуются многочисленные проекты и художественные практики. Творчество художников становится объектом пристального внимания зрителя, критиков и исследователей, размышляющих о значении современного искусства. Сегодня всё больший интерес вызывают работы русского художника-графика Владимира Зайцева. Искусство символизма, переосмысляется художником в контексте современного времени, предоставляя возможность зрителю самому изучить ирреальный мир.

Анастасия Любимова: Владимир здравствуйте. Ваш творческий путь как художника очень интересен, а ваши работы привлекают внимание своей многогранностью, символичностью и живописным подходом в работе с графикой. Расскажите немного о начале своей творческой деятельности?

Владимир Зайцев: Я родился в семье инженеров и по образованию тоже инженер.  Начал рисовать сам, в позднем возрасте, хотя интерес к визуальному был всегда сколько всегда помню. Занимался музыкой, пробовал даже сочинять, словом, всегда в моей жизни присутствовал элемент фантазии, но как я уже отметил, изобразительное занимало меня более всего. В доме было много альбомов по искусству, и в детстве я мог бесконечно долго листать их. Эта первичная насмотренность сыграла значительную роль в будущем.

Расскажите о специфике своей работы?

Я работаю в технике пастель — это универсальный материал который можно использовать как для графики, так и для живописи. Моя пастель больше живопись. У меня это довольно длительный процесс- на одно или два листа может уходить месяц.

Роль зрителя в трактовке символов, аллегорий и фантастических образов, которыми наполнены ваши работы важна для вас? Зритель это всегда интерпретатор происходящего?

Мне хочется, чтобы зритель сам нашел свой путь. Мозаика символов, которую я выстраиваю в своих работах, дает возможность подготовленному зрителю создать свою историю. Мне кажется, зритель должен додумывать сюжет и пусть это будет что-то свое, тогда я понимаю, что все сделал правильно.

Интересна ваша серия «Возможность выбора» Каждый лист это уже целая история и попытка предложить зрителю построить свою интерпретацию.  Расскажите о ней подробней?

Не всегда все то, что появилось изначально, существует так и дальше. В замысле, начальная и конечная точка пути не всегда одно и то же.  Некоторые работы с 2009 года появились совершенно случайно: где-то один сюжет, образ, пейзаж. Потом я заметил в них некую последовательность и общую идею, появись символы и я эту историю продолжил. Так возник символ дороги, человека в темном, человека в белом, бесплотные бестелесные фигуры и лестница. Я решил создать еще четыре работы, изменив состояние и время, поменяв символы местами и изменив сюжет. Разрушив то, что было привычно, перевернув небо и землю, я добавил элементы символизма, и предложил зрителю самому подумать о случившемся.

В разные периоды творчества в ваших произведениях прослеживается философская тема: одиночество человека и его уязвимость в лице времени. Например, работа 2004 года «Прощай Ленинград», где фигуры людей кажутся такими маленькими среди архитектуры и открывающимся видом на Петропавловскую крепость. Можно ли назвать это произведение размышлением о прошедшей эпохе, почему тема одиночества так важна для вас?

Одиночество неизменно, судьбы разные. Я в душе тяготею к одиночеству, мне необходима тишина. Работа «Прощай Ленинград» — символизм времени и эпохи, все изменилось. Я намеренно исказил линию горизонта, чтобы создать элемент ирреальности. Все становится другим: город, жизнь, появились новые постройки, новые ценности, а люди уходят в прошлое, люди уходят вдаль.

Необычны ваши работы в жанре натюрморт. Это и танцующие формы, в работе «Композиция с рядом сосудов» 2011 года и серия «Геометрия натюрморта». Натюрморт как жанр в его классическом понимании на сегодняшний день воспринимается субъективно.

Вы предложили зрителю новое прочтение, можно ли назвать это взглядом на сам процесс создания отдельных предметов?

На раннем этапе своего творчества я делал копии, но мне захотелось поэкспериментировать. Что, если время движется и предметы тоже?.. Может быть, мне попытаться обнажить натюрморт, показать рисунок, подготовительные линии.. Что если эти дополнительные линии оставить? Разделить настоящее и прошлое: опыт старых мастеров и взгляд современности линией света. Так появилась идея этой серии: как элемент игры.

Проблема пространства и существование в нем отдельных элементов важна для вас? Этот вопрос возник у меня после знакомства с вашей серией «Простые истории».  Всегда ли пространство уничтожает возможность восстановления объекта?

История сводится к мгновенности события. Момент разрушения мне было важно было сделать долгим, поэтапным.  В серии представлены два поля, те же два поля, что и в жанре натюрморт.  В одном есть красивые формы, а в другом: по сути аксонометрия, вид сверху. Два поля этого изображения начинают вращаться, и в какой-то момент разрушаться, медленно, каждый в своем направлении, вытесняя друг друга.  Мне интересен сам момент столкновения, а трактовка- это уже дальнейшие размышления.

В этом году у вас состоялась выставка «Плоский мир. Другой», которая познакомила зрителя с фантастическими существами. Расскажите об основной идеи? 

В этой серии главное это фантазии. Мир, который наделен интересными прежде всего мне существами, и миром этим хотелось поделиться. Важным было новое композиционное решение, проработка отдельных деталей. 

Для современного искусства важно понятие контекста. Изучая ваше творчество я обратила внимание на то, что названия в ваших работах всегда непросты и наполнены смыслом.  Для вас это сложный процесс?

Для меня процесс часто сложный и не мгновенный, по-разному. Я размышляю над ним, иногда подолгу, поскольку важен момент того, что я хочу сказать зрителю. Название это дополнительный смысл произведения.

В ближайшее время вы планируете выставки?

В начале следующего года в Арт-центре «Пушкинская 10» будет представлена моя выставка «Осевое время». Серия «Возможность выбора» включает 16 листов, выполненных в технике пастель. У посетителя будет возможность увидеть все серию целиком, так как изначально она включала лишь восемь листов, но я продолжаю работать над ней. Будут представлены еще три новые работы, над которыми я работал в последнее время. Элементы символизма и их переосмысление в контексте искусства постмодерна, это обобщение традиций прошлого, но взгляд современности.  

(21.11.2019)

ВЛАДИМИР ЗАЙЦЕВ. Выставки:

2019г. Персональная выставка в Центре Михаила Шемякина в рамках цикла «Лестница в искусстве»

2019г. Персональная выставка «Плоский мир. Другой» Галерея «14/45» г. Санкт-Петербург

2017г. Персональная выставка «Квест ожиданий» Галерея «14/45» г. Санкт-Петербург

2016г. Персональная выставка «Человек играющий» Галерея «Здесь» Москва

2016г. Персональная выставка «Возможность выбора» Культурный центр библиотеки Маяковского Невский 20.

2013г. Персональная выставка «Простые истории»  Дом художника, г. Смоленск.

2012г. Персональная выставка «Форма пути»  галерея «Мастер» г. Санкт-Петербург.

2011 г. Всероссийская художественная выставка «МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ РОССИИ»

             Персональная выставка  Галерея «Четвёртый этаж» г. Смоленск.

             Всероссийская художественная выставка «ПАСТЕЛЬ РОССИИ» г. Омск

             Выставка «Осень» Санкт-Петербургского союза художников

2010 г. Персональная выставка в Доме художника, г. Смоленск.

2009 г. ХI всероссийская выставка «Россия» Центральный дом художника г. Москва.

2007 г. Всероссийская выставка «Молодые художники России», г. Москва.

2006 г. Молодежная выставка – конкурс «ПОРТРЕТ – 2006» г. Минск.

2005 г. Персональная выставка  в Доме художника, г. Смоленск.

С 2003 – 2011  участие в ежегодных выставках в г. Смоленск «Палитра года», «Областная выставка произведений молодых художников», «Выставка этюдов молодых художников», участие в групповых выставках в городах Тула, Орел, Витебск, Брянск, Киев, Минск, Санкт-Петербург

Опубликовано в рубрике Архив