Анна Демшина: «Что происходит на заводе детских колясок?» в контексте развития отечественного кураторства.

Анна Юрьевна Демшина. Доктор культурологии, профессор кафедры искусствоведения СПбГИК 

Название проекта «Что происходит на заводе детских колясок?» отсылает как к свежести экспериментального авангардного жеста, так и к актуальным тенденциям понимания искусства. В отечественной художественной практике осознание значимости особого пространственного-временного, смыслового статуса выставки связано с несколькими традициями.

Во-первых, это революционные проекты великих экспериментаторов эпохи авангарда. Идеи Бориса Арватова, Николая Пунина, Эля Лисицкого только сейчас начинают включаться в теорию и практику кураторства. Николай Пунин писал: «В идеале музей должен быть весь на шарнирах, должно быть в корне пресечено стремление ко всякого рода неподвижным иконостасам», а Борис Арватов утверждал, что «искусство — это всегда некое гетто, где концентрируются все освободительные проекты, связанные с возможным будущим человечества». Таким образом территория выставки может становиться и игровой площадкой, и моделью мира, и лабораторией. В советский период самой радикальной формой художественного события были подпольные квартирные выставки, в рамках которых создавалась особая дружеская атмосфера перпендикулярно-параллельная советской реальности. 

Во-вторых, современные российские кураторы активно осмысляют мировой опыт. В западной практике идея выставки как динамичной структуры, её понимание как коллективного произведения искусства развивается со второй половины ХХ века многими кураторами и художниками: от новаторских проектов Харальда Зеемана, Алекса Фергюсона и Ханса Обриста до критики коммерциализации искусства Брайаном О’Догерти, Хансом Хааке и Фредом Уилсоном. Ещё в рамках знаковой «Документы 5» Зееман предложил совершенно новый для того времени способ демонстрации произведений, основанный на открытости и взаимодействии произведений, открытости автора, значимости зрителя. Художники Хааке и Уилсон заявили о значимости включенности искусства в социально-политическую жизнь общества. В результате сегодня выставка, биеннале, фестиваль стали одной из самых актуальных форм презентации искусства, так как именно в рамках подобного временного проекта возможно не только создать особую атмосферу, но и представить искусство как динамичное явление, транслирующее вокруг себя культурно значимый контекст. На сайте утрехтского «BAK7» прямо говорится о данной площадке как о «платформе для интеллектуальной, исследовательской, производственной, презентационной и аналитической деятельности в сфере современного искусства». Искусство в таком случае способно выступать интегрирующим фактором, создающим поле для диалога представителей различных культурных групп, быть фактором саморазвития как зрителей, так и самих художников. 

«Что происходит на заводе детских колясок?» — пример проекта, сочетающего устремления советского авангарда с актуальными тенденциями мировой выставочной практики. Архитектура Выборга выступает как особая платформа для переживания и понимания работ художников. Феноменологическое вживание-переживание конкретного пространства, в сочетании с уникальным составом участников, делает данный проект местом встречи различного культурного опыта, лабораторией, мастерской. Многоголосье впечатлений авторов, зрителей, собранное вокруг кураторской идеи «значимости пересечения различных граней восприятия мира как особой ценности» само по себе создаёт ощущение праздника.