Дмитрий Шуров. ЮДОЛИ

В предверии выставки «Петербургский плакат. Здесь и сейчас» с художником беседовали София Кучерявенко и Ева Мирэн.

У тебя очень широкий спектр художественных интересов: татуировка, графика, масляная живопись, линогравюра. Теперь мы знакомы и с твоим плакатом. Что подтолкнуло тебя к экспериментам в этой области? 

  Это было довольно забавно. Началась первая волна ковида, я очень сильно заболел и нас с девушкой закрыли на две недели локдауна. Впервые за долгое время я ничем не занимался: просто лежал на диване, смотрел сериалы. В какой-то момент понял, что посыпались записи, перестали продаваться картины, деятельность остановилась, и я впал с стагнацию. У меня был с собой планшет, на котором я обычно рисую, и я принялся экспериментировать. Посмотрел советские плакаты, общие тенденции и начал создавать различные коллажи так, как умею, начал искать что-то свое. Так появились первые плакаты, и после них меня прорвало. Я понял, что нужно сделать новое альтер-эго – появился «Плохой плакат». 

Он появился очень просто. Я сделал сканы библии, учебника физики и скомпилировал из них плакаты, а потом отправил в «Posterino». Но там мне сказали, что это вовсе и не плакат, и работы совсем им не подходят. А у меня такой характер, что подобные отказы только мотивируют все сделать самому, и я создал свой инстаграмм, начал выкладывать плакаты, стал обрастать какой-то публикой. Мне начали говорить: «о, чувак, продолжай делать». 

А название «Плохой плакат» я выбрал, потому что он не укладывается в привычные нормы, а ведь все искусство подчинено определенным законам: ты должен рисовать так, а не этак, чтобы тебя взяли на выставку, должен походить на того художника, а не на этого, должен следовать установленным трендам. Если ты укладываешься в эту моду, то твои работы будут признаны «хорошими», а у меня «плохой плакат». 

Стилистически плакатная графика достаточно сильно выбивается из основного массива твоего творчества. Сложно ли было работать с этим видом искусства? С какими трудностями ты столкнулся и чем вдохновлялся?

  У меня смешанная техника, я смешал все, что мог. Помимо диджитал-арта находил старые журналы, вырезал фрагменты ножницами, вручную собирал постеры, фотографировал или сканировал, а потом загружал на планшет и дорисовывал. Другими словами, применял все, что знаю. При этом смотрел разные плакатные туториалы, ведь есть, например, определенные правила использования и размещения шрифтов. Я немного обучался дизайну и рассматриваю плакат с точки зрения оформления пространства. К тому же, мне нравится сочетать какие-то абсурдные, абсолютно не сочетаемые вещи. Диджитал-арт открывает разнообразие инструментов, которые позволяют компенсировать отсутствие навыков академической живописи. Это тоже очень круто. 

Планируешь ли ты продолжить эксперименты в этом направлении, работать с плакатной графикой, коллажированием, диджитал-артом? 

  Да, это идет параллельно моему основному течению. Диджитал-артом я интересовался ещё давно, долгое время меня к нему подталкивал отец, говорил, что за этим будущее. Но я активно спорил, был, можно сказать, старовером. Сейчас у меня много разных альтер-эго, потому что лучший отдых – это отдых от основной деятельности в деятельности иного направления. Двенадцать лет своей жизни я занимался только татуировкой. Когда появились картины и графика, мне и этого оказалось мало. Для каждого вида творчества я придумываю новое альтер-эго и создаю отдельные аккаунты в инстаграмм. Это своего рода уважение к публике, пусть каждый выбирает то, что ему наиболее интересно: плакат, татуировку, фотографию или живопись с графикой. Я разделил эти направления, и когда устаю от одного, переключаюсь на другое. Все зависит от настроения, и я не заставляю себя строго придерживаться одной траектории. Так и с плакатом, работаю без давления – появляются идеи, делаю. 

Обилие творческих сфер отвечает моему характеру. У меня с самого детства было очень много энергии, которую необходимо куда-то выплеснуть. Если она никуда не выливается, я начинаю сходить с ума. Поэтому мне всего мало, и я нещадно множу свои интересы. 

Ты уже несколько лет живешь в Петербурге, осваивая местный андеграунд. Как ты оцениваешь культурную жизнь города? Кипит она или находится в стагнации? 

  Да, культурная жизнь довольно насыщена. Сейчас она не то что бы кипит, так как нынешнее общее состояние напоминает какую-то Великую депрессию. Но все равно Петербург двигается, здесь постоянно организовываются различные выставки и это подталкивает тебя в творческом развитии.

Насколько тесными сейчас являются творческие взаимосвязи и взаимные влияния между современными художниками и музыкантами, графиками и поэтами, представителями разных видов и жанров искусства?

  Связи достаточно тесные, мы сильно друг на друга влияем. У меня очень много знакомых из разных сфер. Иногда бывает вы просто сидите общаетесь и подкидываете друг другу идеи. Порой музыканты пишут с просьбой оформить для них обложку. Это постоянный взаимообмен, и он хорошо влияет на творчество. 

Центр Петербурга, где мы сейчас находимся, обладает очень специфичной локализованной атмосферой, в которой присутствует и гранжевый элемент «маргинальщины», и ощутимый для многих флёр «достоевщины». Как художник, который всегда проявлял интерес к люмпенизированной среде, каким видится Петербург именно для тебя? 

  Вообще я живу на контрасте, у меня всегда из крайности в крайность, и Петербург – это крайность…Об этом очень хорошо сказал Серебряков: внешний фасад города очень красив, но заходишь во двор, а там сплошь грязь и вонь. Вот и меня постоянно бросает туда-сюда: снаружи красиво, но есть маргинальщина во дворах. В свое время я сильно этим напитался, но, когда переехал в Петербург, решил максимально абстрагироваться от маргинальной публики. Вообще я стараюсь от этого отойти. Пришла возрастная усталость и хочется больше спокойствия. В какой-то момент я слишком заигрался со своими персонажами, и сам чуть не стал таким персонажем. Сейчас стараюсь уважительно относиться к своему личному пространству и не впускать в него лишний негатив. У меня накопился такой багаж, что я еще лет десять могу выписывать люмпенов, но сейчас надо переключиться. Когда я переехал, то понял, что хочу прожить эту часть жизнь по-другому, поиграть в творческую богему. В гопников и алкашей я наигрался. 

Как атмосфера города, возможно, повлияла на твоё творчество: появились ли новые образы, мотивы, источники вдохновения?

  Конечно визуальная среда очень вдохновляет. Когда я переехал в Петербург, то хотел жить именно в центре города. Поставил себе четкое условие, что приеду сюда, чтобы крутиться среди этих домов и улиц, обладающих уникальной атмосферой. Не зря ведь этому городу посвящено столько стихов, фильмов, песен. В нем явно есть какой-то особенный дух, который помогает творческому человеку.

Плакат «Зачем вы [украли] мою свободу?» представляет сложно читаемую комбинацию подтекстов: здесь и хлесткий заголовок, и религиозный мотив, и знаковая дата «1989». Можешь ли подробнее рассказать об этом произведении и его скрытых смыслах?

  Я действую интуитивно. Просто иногда бывает какой-то эмоциональный всплеск, и делаю все сходу. Этот плакат я создал примерно год назад и точно не помню, чем именно он был вдохновлен. На самом деле, я редко задумываюсь над смыслами. Очень часто люди подходят ко мне и говорят: «Вот мы рассматриваем твои работы и там кто-то на того-то похож». Уже во многих интервью я говорил, что отключаю мозги, когда работаю. Не могу объяснить, как именно все это происходит. Вы хотите узнать конкретику, но это просто чувства, и у меня все на чувствах, и я зачастую не могу их объяснить. Наверное, каждый увидит в этом плакате то, что сам захочет увидеть.  А с цифрой «1989» все максимально просто – это год моего рождения. На самом деле, я просто не знал, чем заполнить угол, и решил подписать плакат подобным образом. Мой самый любимый элемент – это окно, а точнее решетка в виде «солнышка». Она есть на каждом окне Екатеринбурга, и я постоянно вижу такие же здесь: красивейшие дома изуродованы такой вот страшной наваренной рухлядью. Почему-то мне захотелось наполнить это нелепое ржавое «солнышко» надеждой, и я поместил в сердцевину лучей икону. Можно, например, и так это трактовать, но все-равно каждый увидит что-то свое.  

В сентябре на Пушкинской-10 пройдет твоя персональная выставка. Что ты о ней думаешь? Какие творческие планы собираешься реализовывать в дальнейшем?

  У меня большие ожидания по поводу этой выставки. Очень надеюсь, что после Пушкинской-10 начнут поступать интересные предложения, потому что сейчас у меня много работ, которые хотелось бы выставить, но они не вписываются в определенные нормы. Изначально планировалось показать мое творчество через призму татуировщика, но там будет представлен весь спектр: картины, графика, линогравюра. Недавно я снова взялся за фотографию и решил интересно поснимать ребят, на которых наколоты мои крупные работы. Я набиваю татуировки очень разным людям, и у каждого своя собственная история. Мне хотелось бы представить снимки, которые сами по себе обладают художественным смыслом и показывают не только татуировку, но и людей. 


Шуров Дмитрий «ЮДОЛИ»

Родился в городе Свердловске в 1989г. Закончил Уральский Педагогический университет по специальности «Экранные искусства». Обучался в студии художника Мицника.  6 лет занимается профессионально татуировкой в своем авангардном стиле, создавая на коже людей холсты. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Персональные выставки: 
Декабрь 2017г - Первая персональная выставка графики в галерее «Маячок» г. Омск
Июль 2018 - вторая персональная выствака графики и цифрового искусства в галерее «Маячок» г.Омск
Май 2019 выставка "Юдоли/Ля" г. Санкт-Петербург
7 октября 2019г выставка «Осень пахана г. Москва
16 февраля 2020г- выставка «Заводы не стоят» г. Санкт-Петербург
25 Июля 2020г - выставка «Худшее лето» г. Москва
31 Июля 2020г - выставка «Вперед» г. Санкт-Петербург