ДАВИД ПЛАКСИН

АНТИМИФЫ

7 сентября – 20 октября

Мифы и утопии, конструируемые человеческим сознанием, при попытках их претворения в жизнь, нередко приводили к жертвам и гуманитарным катастрофам. За красивыми идеями и риторикой, за словами, скрывалась страшная изнанка. Давид Плаксин делает сущность мифа видимой, когда каждая буква слова приобретает форму, выражающую реальную сущность этих явлений. На выставке будут представлены живописные и графические работы художника.

Чтобы понять подход, который избрал Плаксин для осуществления серии «Слова», необходимо начать с начала. В начале своей работы Давид Моисеевич обращался к натюрморту, к предмету. Работы Плаксина театральны: знакомые и привычные объекты:  дерево, овощи, рыбы — под внимательным взглядом художника, словно вынесенные в специально созданное для них пространство и преломленные светом софитов, обретают новую фактуру. Художник выделяет в форме предмета доминанты и доводит их до абсолюта. Печальная ирония и тонкий интеллектуальный подход к предмету превращают его в метафорический образ. Иссохшие деревья высятся словно искореженные фигуры с перекрученными мышцами. А пень превращается не то в плаху, не то в саму жертву, приговоренную к казни. Плаксин размышляет о природе человеческого страдания, и размышления эти не отпустят его до последних дней.

Давид Моисеевич известен как мастер книжного дизайна, оформления и книжной графики. Это оказывает влияние и на его станковую живопись — он смотрит на слово как на предмет и также трансформирует его. Он работает с живописью как график, и сам подчеркивает это. Так появляется живописная серия «Слова», которая будет представлена на выставке. В первую очередь это слова и понятия, как писал сам художник,- «затертые советской пропагандой до неузнаваемости», это остросоциальное послание, не теряющее актуальности и сегодня. Искусствовед Эраст Кузнецов отмечал: «…это приближает его композиции к плакатам, но лишь отчасти, потому что суть их по-прежнему составлял не призыв, а горькая констатация порядка вещей».

Еще в 1970-80-х Давид Моисеевич работает над темой «Реквием», и одна из этих работ создавалась во время войны в Афганистане. Но, как и другие, она стала больше чем работа о жертвах одной войны, став реквиемом всем погибшим. В 1990 году, тогда же, когда он работает над серией «Слова», Плаксин снова пишет «Реквием», который эстетически совпадает с серией, и словно подводит ей итог.

На выставке также будет представлена черно-белая серия, над которой художник начал работать незадолго до смерти. Сначала он посвятил её Холокосту, но сама работа над ней привела его к идее общности человеческого страдания. Перед смертью мы все равны, страдание уравнивает всех. Эти работы отличает цветовой минимализм и тщательная проработка мельчайших элементов портрета. Страдание стоит вне времени. В поисках подходящих образов Давид Моисеевич просматривал сотни фотографий из концлагерей, различных военных конфликтов, репродукции работ классиков живописи. Он находил все больше общего в лицах и не переставал удивляться тому, как современны лица, смотрящие с картин XVI века.

Работы Плаксина всегда являлись серьезным концептуальным высказыванием: подходя к разным образам и предметам, он всегда выходил на совершенно  новый, порой неожиданный для темы, философский уровень. В то же время для Плаксина было очень важно мастерство. «Первоклассный рисовальщик», — так он говорил про любимых художников. Плаксин и сам был первоклассным рисовальщиком.

Юлия Рыбакова

Биография художника

Давид Моисеевич Плаксин родился 2 октября 1936 года в Ленинграде. Находился с матерью в блокадном Ленинграде. Мать работала на заводе, отец был на фронте. Мальчик был очень слаб, уже не мог ходить, и, когда вышел приказ об эвакуации всех недееспособных, мать отказалась отправлять его в эвакуацию одного, ее просто уволили с завода. Они поехали вместе и выжили. Одно из самых сильных детских воспоминаний — котелок каши, который выдали ему при эвакуации и растопленное в нем масло. После войны вернулись в Ленинград, отец вернулся живой.

В 1957 году Давид Плаксин окончил Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова. Мрачные работы Плаксина не попадали в каноны социалистического реализма, и он долго не мог вступить в Союз художников. Занимался гравюрой, монотипией, зарабатывал преподаванием в школе и кружке рисования в Доме Пионеров. Потом одиннадцать лет работал в институте технологии судостроения. Именно там он начал активно работать со шрифтами, и его это увлекло. Однажды он подменил коллегу, который занимался оформлением книг в небольшой типографии при институте. И это определило всю его дальнейшую судьбу.

В 1973 году Д. Плаксин уходит из института и начинает сотрудничать с несколькими издательствами,  и книги, создаваемые им, получают признание. Не будучи членом ЛОСХа, Плаксина не имеет мастерской и возможности проводить выставки. Но он знакомится с членами Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства и в 1975 году показывает свои работы в рамках знаменитой коллективной выставки неофициальных художников в ДК Невский. 

Необходимость мастерской возвращает его к идее вступления в Союз Художников. Специально для этого он создает серию иллюстраций к стихам поэтессы Габриэлы Мистраль, подруги Пабло Неруды, политического деятеля Чили. Хитрый расчет срабатывает — зарубить такую идейно правильную работу уже не могут, и в 1980 году Плаксина принимают в Союз Художников, и в этом же году он получает мастерскую. В 1990 году Давид Моисеевич вступил в Творческий союз художников России (IFA). С 1990 начинается активная выставочная деятельность художника, коль скоро цензурные ограничения сняты.

Он продолжает активно работать с издательствами, в том числе с «Авророй», «Художником РСФСР», «Искусство», «Детгизом», «Советским композитором» и многими другими. Занимается книжным дизайном и иллюстрацией. Становится лауреатом и дипломантом ряда всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов, в том числе «Искусство книги».  

Давид Моисеевич, сотрудничая с ведущими российскими издательствами, оформил издания произведений Дж. Свифта, М. Твена, братьев Стругацких, М. А. Булгакова, книги для детей С. Михалкова, М. Яснова и многих других. Ему принадлежит оформление первых книг поэтов и писателей  издательства Ивана Лимбаха: Рубинштейна, Пригова, Битова, Авалиани. В 2018 году получил премию «Книжный червь». За пятидесятилетний период работы с книгой Плаксин оформил более 500 изданий.

13 декабря 2018 года Давида Моисеевича не стало.

Работы Плаксина хранятся в Музее нонконформизма (Санкт-Петербург), Музее «Эрарта» (Санкт-Петербург), Музей изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск), Российской национальной библиотеке и частных собраниях России, США, Финляндии, Германии.

Опубликовано в рубрике Архив