Долгое путешествие на Север

Совместный проект Выборгского объединенного музея-заповедника и арт-центра «Пушкинская-10»

2 марта — 12 мая 2019 / открытие выставки 2 марта в 16:00

Выборгский замок, главный корпус, 1 этаж 

Участники: Татьяна Туличева, Вячеслав Капралов, Александра Гарт, Татьяна Дубовская, Александр Гончарук, Ксения Храбрых 

Куратор проекта: Юлия Рыбакова

Север никуда не спешит. Север — это беззвучное созерцание. 

Горизонт заснеженного залива, где нет ничего кроме белого цвета и вьюги, фактура рубленного веками гранита, мельчайшие детали мхов, узоры на сломе тонкой березы — север состоит из абстракций. Именно здесь мы особенно часто замечаем, как тонка грань между абстракцией и реализмом. Одна из целей данного проекта — показать  этот удивительный переход реализма в абстракцию, как попытку чувственного осмысления природы, того особого состояния, которое север порождает в нас.

Неслучайно жители северных стран так ценят минимализм, ведь минимализм здесь естественен, он существует здесь всюду, на уровне повседневного пейзажа. Стоит обратиться здесь к созерцанию природы, и она сама уберет все лишнее, оставив вас наедине с деталями, наедине со смыслами.

В экспозиции представлены работы, выполненные в различных стилях и техниках — это живописные работы Татьяны Туличевой, графические работы Вячеслава Капралова, печатная графика Александры Гарт, каменные мозаики Татьяны Дубовской, объекты Александра Гончарука, видео-арт Ксении Храбрых.

Природа — это не просто декорации, но актор, действующее лицо любого рассказа о севере. Северная земля обладает особенной сакральной, хтонический силой, именно поэтому легенды и эпос северных народов вспоминается нами так часто. Места, где исторически вопрос выживания стоял для человека на первом месте, формировали особую культуру, где такие категории как смерть и жизнь занимали важнейшее  место. Наверное поэтому, созерцание природы на севере неминуемо превращается для нас в исследование собственного бытия. Эта выставка — субъективный взгляд художников на северную природу, это эмоциональный отклик на те вопросы, что север задаёт каждому из нас.

Вячеслав Капралов  

Абстракция у Вячеслава Капралова — отражение реального мира сквозь призму оригинального взгляда художника, осмысление конфликта между между мирами реальными и рожденными разумом. Абстракция как метод самопознания. Вячеслав Капралов — петербургский художник, но выставляется в основном за границей (Швеция, Дания, Германия, Нидерланды, Япония). Художник экспериментирует с формой и цветом, балансируя на грани между абстракцией и узнаваемыми образами, не отдавая предпочтения ни одному, ни другому.

Родился в Петербурге в 1972 году. В 1988-90 учился в Академии художеств на Отделении архитектуры. С 1990 жил и работал в сквоте художников на Гангутской восемь. С 1990 года учавствует в различных выставках в России и за рубежом.

 Татьяна Дубовская считает мозаику не просто способом декоративного оформления, но и самостоятельным видом искусства. Работая в римской, византийской, модерн и авторской техниках, для своих произведений Татьяна использует различные материалы, такие как мрамор, оникс, гранит, витражное стекло, смальту, гальку, дерево и многие другие.

ТАТЬЯНА ДУБОВСКАЯ Родилась в 1983 году в городе Солигодске, Республика Беларусь. С 2007 года живет и работает в Санкт-Петербурге. Работала с ведущими художниками-мозаичистами из Италии, Японии, Австралии, Греции, Польши, Болгарии и США. Прошла стажировку и обучение в мозаичной столице — городе Равенна в Италии и в благотворительном фонде культуры и искусства «ПРО АРТЕ».

Александра Гарт 

Родилась в 1988 году в Ленинграде.

В 2010-2011 стажировалась в Санкт-Петербургской Печатной Студии.

Преподавала изобразительное искусство в средней общеобразовательной школе, в детской художественной школе. Работает в разнообразных графических печатных техниках (монотипия, линогравюра, сухая игла), является авто­ром перформансов и инсталляций. Участник многочисленных групповых и персональных выставок в России и за рубежом. Создатель декораций для спектакля «Квартиранты ада» (Свободный театр Кати Шимилевой, Санкт- Петербург, 2012). В настоящее время руководит студией печатной графики «NewPrintStudio» (основана в сентябре 2013 года совместно с Юрием Штапаковым), где занимается проведением мастер-классов и организацией лекций по обучению ручной печати.

Свои занятия искусством в сознательном возрасте я начинала с графики, преимущественно печатной, которой занимаюсь и по сей день в своей ма­стерской «NewPrintStudio» в Санкт-Петербурге.

Татьяна Туличева 

«По-настоящему меня захватывает возможность увидеть, как проступает в работе то, что дорого мне лично, что хранит зрительная память, интуитивная память, этническая память. Тогда понимаешь больше, чем вначале казалось. Память — архив, и когда появляется рисунок, становится ясно: так вот это откуда, и что оно, и как. Тема имеет значение. То есть можно сказать — тема означает, а поверхность картины решает. Построение цветового поля, эмоции и смысл, которые даёт цвет, — вот главные события, которых ожидаешь.»

Работы автора находятся в собраниях Государственного Русского Музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, музея «Царскосельская коллекция», Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музея современного искусства ЭРАРТА, Музея нонконформистского искусства, Псковского государственного художественного музея, Музея изобразительных искусств республики Карелия, и др.

Александр Гончарук

 Александр Гончарук родился в Омске в 1961 году.

С 1989 года работает в арт-центре современного искусства «Пушкинская-10».

 По словам самого автора, в его работах можно заметить сходство с визуальными объектами из области археологии и этнографии. В конце 90-х учился в школе современного искусства PROARTE. Участник более чем 40 выставок и художественных акций.

Объекты и деревянные скульптуры Александра Гончарука выполнены из дерева, из старых коряг и творчески переработаны автором так, что становятся похож на необычных внеземных существ.

Ксения Храбрых 

Режиссер интерактивных медиа, медиа-художник, основатель и руководитель Мастерской интерактивного искусства. Участник фестивалей в России и заграницей. 

Сферы творческих интересов: археология новых медиа, развитие интерактивных технологий и поиск новых форм диалога со зрителей, а также вопросы геймификации художественных проектов и социальный активизм. Автор относит себя к художникам постмедиальной эстетики и работает на стыке различных форм и жанров: интерактивные инсталляции, веб-документалистика, дополненная и виртуальная реальность, медиапоэзия, интерактивная литература, книга художника, а также компьютерные игры.

Дата рождения: 05 сентября 1985

Место рождения: Россия, Алтайский край, город Барнаул

В настоящий момент живет и работает в Санкт-Петербурге, Россия

Юлия Рыбакова, куратор проекта 

Куратор галереи «Арт-Лига» в арт-центре Пушкинская-10. Организатор более тридцати выставок российских и зарубежных художников. Автор идеи и куратор ежегодного конкурса для молодых художников  «Мастерская Сверчок». Автор цикла передач о современном искусстве «Белый куб» на медиа-портале Hitch. Автор интервью с художниками в рамках проекта «Где культура». Родилась 1 марта 1990 года в Ленинграде. В 2011 году закончила факультет Социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, а в 2013 году — магистерскую программу Европейского Университета в  Санкт-Петербурге. Сфера научных интересов — история неформальных художественных объединений Ленинграда в период Перестройки. Один из основателей творческого клуба «Art Life», в рамках которого в период 2010-2013 года прошло более сорока лекций, творческих вечеров, концертов, кинопоказов.

Опубликовано в рубрике Архив