Виктор Вильнер
Виктор Семенович Вильнер (р. 1925) – советский и российский художник, график, гравер, литограф, иллюстратор. Мастер литографии и экспериментатор в этой технике: печать эстампов осуществлял не только с литографских камней, но также цинковых пластин, пластика, мрамора. Член СХ СССР (1967). Заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств.
Родился в Ленинграде. Любил рисовать с детства, изобразительным искусством начал заниматься в студии при Дворце пионеров. Поступил в Ленинградское художественное училище в 1941, но учебу прервала война. Отец и сестра будущего художника умерли в дни Ленинградской блокады, Виктор с матерью были эвакуированы в Сормово (близ г. Горький / Нижний Новгород), где работал на заводе, после пошел на фронт добровольцем. Демобилизован в 1945. После войны, в 1945-50 гг., продолжил учебу, учился на живописном отделении Ленинградского художественного училища (с 1968 г. — им. В.А. Серова, с 1992 – Н.К. Рериха; до 1961 г. находилось на Таврической улице*) по классу Е.М. Магарил и А. Громова. В 1950-х занимался живописью, иллюстрацией, преподаванием. С 1966 увлекся литографией в Экспериментальной литографской мастерской СХ, и с того времени сосредоточился на этой технике.
Главная тема творчества – Ленинград-Петербург, город морской и промышленный, праздничный и будничный; город, где обитают реальные жители и персонажи А. Пушкина, Н. Гоголя и Ф. Достоевского. Станковые литографии Вильнера обычно сгруппированы в серии (пейзажные — «Белые ночи», «Дни нашей жизни», серии по мотивам произведений Гоголя, Достоевского, Блока). Композиции в литографиях Вильнера нередко строятся по типу панорамы, с высоты птичьего полета. Цветные автолитографии Вильнера трудно назвать пейзажем в обычном понимании. В его работах важны совмещение сюжетов, ассоциативность, высокая насыщенность изображения. Обширная «квазиреалистическая» серия «Дни нашей жизни» (1970-е) с видами Ленинграда стала одной из первых литографических удач художника, в листах этого цикла Вильнер придумал оригинальную структуру пространства, блистательно соединил натурные и придуманные детали, опрокинул, перетасовал улицы, дворцы, трущобы, образы классической литературы.
Творчество Вильнера отразило изменение «града Петра», воплотило его новый облик. Вильнер оказался одним из наиболее последовательных авторов, стремившихся постичь дух города, проникнуть в его мифологию, наполненную образами из литературных произведений. Фантастика в «Днях нашей жизни» заметна не сразу и не является самоцелью, эти литографии — сконцентрированные мгновения ленинградской жизни, где концентрация как прием требует формальных и смысловых искажений.
Постоянный участник выставок с 1965 гг., с 1970-х — в т.ч. зарубежных (в Германии, Польше, Югославии, Италии, Индии, США, Норвегии, Канаде, Болгарии, Греции, Анголе, Сенегале, Аргентине, Турции, Алжире и пр.) Персональные выставки в Ленинграде (1973, 1974, 1975, 1981), Москве (1975), Дрездене (1975), Вологде (1980), Питтсбурге (1985), Санкт-Петербурге (1994), всего более 60 персональных выставок. Несколько выставок Вильнера прошло в 2000-2010-х гг., в т.ч. выставка к 80-летию художника в 2005 (Выставочный зал Петербургского СХ) и к 90-летию — в 2015 г. В 2015 издана иллюстрированная монография «Виктор Вильнер. Роман с литографским камнем. Живая графика художника, влюбленного в Петербург».
Произведения В.С. Вильнера находятся в ГРМ, Государственном Эрмитаже, Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина (Москва), ГИМ, Музее истории города (Петербург), Национальной галерее (Вашингтон) и других российских и зарубежных собраниях.