Завен Аршакуни
Искусство — всё-таки радость.
Завен Петросович Аршакуни родился 13 мая 1932 года в Ленинграде. Будущий художник лишился родителей во время Блокады, и оказался в детском доме. Оттуда его вскоре забрал дядя в Ереван. Впрочем, там он пробыл совсем недолго, и уже в 1946 году вернулся на малую родину, в Ленинград.
Завен получил полное профессиональное образование, окончив сначала Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств, а затем Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Получить диплом, однако, Аршакуни смог лишь со второго раза: первую дипломную работу — картину “Весна” — экзаменационная комиссия отвергла. Государственная картинная галерея Армении, напротив, с удовольствием приняла данную работу.
Это момент можно считать в некоторой мере показательным, ведь именно с 1961 года началось долгое противостояние самобытного художника и официальной живописи. Несмотря на то, что его причисляют ко «второй волне авангарда», трудно не заметить его почтительное отношение к классическому авангарду 1910-1920-х годов. Это совершенно не удивительно, учитывая, что период его становления приходится на так называемую «оттепель», когда можно было вновь увидеть выставки Малевича, Гончаровой, Шагала. Это наследие Аршакуни пронесёт через весь свой творческий путь, не откровенно копируя, но переосмысляя и перерабатывая грубость и резкость авангарда в свой неповторимый немного сентиментальный, будто пронизанный лёгкой грустью, но всё же жизнерадостный стиль.
В 1962 году Завен вступил в ленинградское отделение Союза художников, и в этом же году его работы посетили сразу две выставки: «Живопись, графика, сценография» в Вологодской областной картинной галерее и «Аршакуни, Егошин, Тюленев — живопись» в Центральном доме художника в Москве.
Известность пришла к Завену в 70-е. Наряду с другими «шестидесятниками» Аршакуни вступил в группу «Одиннадцать», устремленную к поискам «вещества искусства». В 1972 году групповая выставка этих художников вызвала скандал, поразив Ленинград живописью, свободной от «идеологии» и разрешенных в официальном искусстве средств выразительности.
Тогда же проявилась широта его художнической натуры, сказавшаяся в нежелании замыкаться в рамках узкой специализации. Помимо станковой живописи и графики, где он работает в разных жанрах (пейзаже, портрете, натюрморте), художник стал известен и как монументалист, сценограф, книжный дизайнер.
Аршакуни оформил 9 спектаклей в театрах Санкт-Петербурга, создал иллюстрации к шести поэтическим сборникам, выпущенным издательством «Детская литература». Помимо этого он исполнял эскизы монументальных росписей и витражей. Художник также проявил интерес и к декоративно-прикладному искусству: он занимался резьбой по дереву, росписью фарфора.
Натюрморты авторства Завена наполнены бытовой простотой и тихой радостью. Знакомые всем вещи — цветы, посуда, фрукты — выглядят очень мило, тепло и по-домашнему. Примечательно то, что натюрморты зачастую неразрывно связаны с интерьером. Для Аршакуни важен не предмет в вакууме, а его включенность в пространство и общую атмосферу помещения. Один из излюбленных им элементов интерьера — это окно, на фоне которого стоят букеты с цветами либо лежат фрукты — “Волчьи хвосты — букет” 1996 г. и “Букет для Нины” 2004 г.
Хотя жанровое и тематическое разнообразие произведений художника очень широко, пожалуй, пейзаж привлекал его внимание больше всего. В его работах можно заметить откровенное любование природой, как, например, в “Армения. Весна в горах” 1960 года или “У ручья” 1999. Однако больше всего художник был очарован широкими проспектами крупных городов, улочками областных центров, золотокупольными храмами и иногда деревенскими домиками: “Дождь в Суздале” 2000, “Зима в Переславле” 1963, “Строят дом” 1972, “Вечерняя улица” 1962., “Старый Ереван” 1962. Очевидно, также, что большую любовь художник испытывал и к своему родному Ленинграду. Излюбленные мотивы Завена — питерские каналы, мосты, набережные с корабликами, заснеженные деревья, и, конечно же, трамваи. Трамваи стали настолько узнаваемым символом для Аршакуни, что документальный фильм, созданный при участии его супруги Нины назвали “Мой попутный трамвай”. “Осенний дождь” и “Трамвайный парк” 1984 г, “Снегопад” и “Осенние трамваи” 1995 и многие другие работы выражают особую тёплую любовь к старым и скрипучим ярко-алым трамваям, казалось бы, таким обыденным, но превращенным рукой художника в сказочных странников.
Характерным для Аршакуни является представление человека не как какой-то отдельной и важной единицы, а лишь как часть окружения. Лица у изображенных им людей обычно не проработаны, видны только контуры фигур, единые с миром. Для Завена образы людей ничем не важнее образов деревьев или домов. Он не ставит человека во главу угла.
Аршакуни был глубоко религиозен и такие традиционно христианские качества, как скромность и чистосердечие пронес через всю свою жизнь. Он никогда не говорил о себе, превознося свой талант и одарённость. «Бог наделил меня любовью к искусству и любимым делом» — вот как он обозначал свою неодолимую тягу к творчеству и живописи. Не удивительно, что конце 1990-х – 2000-х к числу его излюбленных тем относились евангельские сюжеты.
«Я всегда вспоминаю древнерусскую икону. Тяжелейшее время, татаро-монгольское иго: где вы увидите эти переживания, гнетущую тяжесть – у них везде радость! Господь дает тебе солнце, жизнь, ну и радуйся этому. Искусства – все-таки радость!» — говорил З.Аршакуни в одном из интервью.
Среди интересующих его сюжетов такие классические, как «Богоматерь умиление», «Благовещение», «Рождество», «Бегство в Египет», «Святое семейство». Ко всем сюжетам Аршакуни относится совершенно по-разному, изменяя время и антуражи, однако на всех этих работах остается ощущение тихого чуда, которое проникло в сердца самых разных людей. Для сюжета «Умиление» 1996 года Аршакуни в своей лапидарной манере исключает лишние детали и добивается матовой палитры, оставляя только вневременной образ Богоматери, прижимающей сына к своему лицу. Этот образ, безусловно, основывается на русской иконописной традиции: аскетичной, но выразительной. Несмотря на размытые очертания условной проработки, картина пропитана любовью между матерью и её ребёнком.
Есть примеры каноничного подхода к христианским сюжетам, например, “Бегство в Египет” 1999, “Рождество Христово” 2001 и “Вербное воскресенье” 2004. Здесь Аршакуни стилизует одежду и окружение персонажей под соответствующий временной период.
Благовещенье (I) 1999, Благовещенье (II) 1999, Благовещенье (III), 2001, напротив, наполнены анахронизмами и переносят евангельские сюжеты в современное художнику время, представляя Богоматерь обычной женщиной, окруженной характерными для советского быта предметами. Иногда в таком подходе он заходит еще дальше, представляя зрителю совершенно обыденные сцены, но со специфическим одухотворенным настроением. Ярким примером подобного творческого решения может послужить “Рождество в доме” 2000 года, где ненавязчиво появляется маленький ангел.
Завен Аршакуни умер 2 ноября 2012. Сейчас он признан мировым художественным сообществом, а его картины выставлены в Русском музее, Третьяковской галерее, музее современного искусства Эрарта, Государственном музее им. Пушкина, музее современного искусства Петера Людвига (Кёльн, Германия), Художественном музее Дрездена, Художественном музее Лейпцига и других.
Текст подготовила Елена Калевич
Завен Аршакуни являлся членом Дягилевского центра искусств Санкт-Петербурга (с 1992), Санкт-Петербургской академии современного искусства (с 1995), участник почти трёхсот международных, всесоюзных, всероссийских, городских выставок (из них более 30 – персональные).
Работы художника находятся более чем в 40 музеях, в их числе: Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей современного искусства Эрарта, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Государственный Центральный Театральный музей им. А. Бахрушина, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Государственная картинная галерея Армении, Государственный художественный музей Грузии, Музей современного искусства Петера Людвига (Кёльн, Германия), Стеделийк Музеум (Амстердам, Голландия), Художественный музей Дрездена, Художественный музей Лейпцига, а также в частных собраниях России, США, Франции, Германии, Италии, Финляндии, Португалии, Дании, Китая, Южной Кореи и других стран.