Владимир Зайцев. Осевое время.

В преддверии выставки с Владимиром Зайцевым

беседовала Анастасия Любимова.

Современное искусство и культурная жизнь Санкт-Петербурга представляет собой сложный процесс, в котором реализуются многочисленные проекты и художественные практики. Творчество художников становится объектом пристального внимания зрителя, критиков и исследователей, размышляющих о значении современного искусства. Сегодня всё больший интерес вызывают работы русского художника-графика Владимира Зайцева. Искусство символизма, переосмысляется художником в контексте современного времени, предоставляя возможность зрителю самому изучить ирреальный мир.

Анастасия Любимова: Владимир здравствуйте. Ваш творческий путь как художника очень интересен, а ваши работы привлекают внимание своей многогранностью, символичностью и живописным подходом в работе с графикой. Расскажите немного о начале своей творческой деятельности?

Владимир Зайцев: Я родился в семье инженеров и по образованию тоже инженер.  Начал рисовать сам, в позднем возрасте, хотя интерес к визуальному был всегда сколько всегда помню. Занимался музыкой, пробовал даже сочинять, словом, всегда в моей жизни присутствовал элемент фантазии, но как я уже отметил, изобразительное занимало меня более всего. В доме было много альбомов по искусству, и в детстве я мог бесконечно долго листать их. Эта первичная насмотренность сыграла значительную роль в будущем.

Расскажите о специфике своей работы?

Я работаю в технике пастель — это универсальный материал который можно использовать как для графики, так и для живописи. Моя пастель больше живопись. У меня это довольно длительный процесс- на одно или два листа может уходить месяц.

Роль зрителя в трактовке символов, аллегорий и фантастических образов, которыми наполнены ваши работы важна для вас? Зритель это всегда интерпретатор происходящего?

Мне хочется, чтобы зритель сам нашел свой путь. Мозаика символов, которую я выстраиваю в своих работах, дает возможность подготовленному зрителю создать свою историю. Мне кажется, зритель должен додумывать сюжет и пусть это будет что-то свое, тогда я понимаю, что все сделал правильно.

Интересна ваша серия «Возможность выбора» Каждый лист это уже целая история и попытка предложить зрителю построить свою интерпретацию.  Расскажите о ней подробней?

Не всегда все то, что появилось изначально, существует так и дальше. В замысле, начальная и конечная точка пути не всегда одно и то же.  Некоторые работы с 2009 года появились совершенно случайно: где-то один сюжет, образ, пейзаж. Потом я заметил в них некую последовательность и общую идею, появись символы и я эту историю продолжил. Так возник символ дороги, человека в темном, человека в белом, бесплотные бестелесные фигуры и лестница. Я решил создать еще четыре работы, изменив состояние и время, поменяв символы местами и изменив сюжет. Разрушив то, что было привычно, перевернув небо и землю, я добавил элементы символизма, и предложил зрителю самому подумать о случившемся.

В разные периоды творчества в ваших произведениях прослеживается философская тема: одиночество человека и его уязвимость в лице времени. Например, работа 2004 года «Прощай Ленинград», где фигуры людей кажутся такими маленькими среди архитектуры и открывающимся видом на Петропавловскую крепость. Можно ли назвать это произведение размышлением о прошедшей эпохе, почему тема одиночества так важна для вас?

Одиночество неизменно, судьбы разные. Я в душе тяготею к одиночеству, мне необходима тишина. Работа «Прощай Ленинград» — символизм времени и эпохи, все изменилось. Я намеренно исказил линию горизонта, чтобы создать элемент ирреальности. Все становится другим: город, жизнь, появились новые постройки, новые ценности, а люди уходят в прошлое, люди уходят вдаль.

Необычны ваши работы в жанре натюрморт. Это и танцующие формы, в работе «Композиция с рядом сосудов» 2011 года и серия «Геометрия натюрморта». Натюрморт как жанр в его классическом понимании на сегодняшний день воспринимается субъективно.

Вы предложили зрителю новое прочтение, можно ли назвать это взглядом на сам процесс создания отдельных предметов?

На раннем этапе своего творчества я делал копии, но мне захотелось поэкспериментировать. Что, если время движется и предметы тоже?.. Может быть, мне попытаться обнажить натюрморт, показать рисунок, подготовительные линии.. Что если эти дополнительные линии оставить? Разделить настоящее и прошлое: опыт старых мастеров и взгляд современности линией света. Так появилась идея этой серии: как элемент игры.

Проблема пространства и существование в нем отдельных элементов важна для вас? Этот вопрос возник у меня после знакомства с вашей серией «Простые истории».  Всегда ли пространство уничтожает возможность восстановления объекта?

История сводится к мгновенности события. Момент разрушения мне было важно было сделать долгим, поэтапным.  В серии представлены два поля, те же два поля, что и в жанре натюрморт.  В одном есть красивые формы, а в другом: по сути аксонометрия, вид сверху. Два поля этого изображения начинают вращаться, и в какой-то момент разрушаться, медленно, каждый в своем направлении, вытесняя друг друга.  Мне интересен сам момент столкновения, а трактовка- это уже дальнейшие размышления.

В этом году у вас состоялась выставка «Плоский мир. Другой», которая познакомила зрителя с фантастическими существами. Расскажите об основной идеи? 

В этой серии главное это фантазии. Мир, который наделен интересными прежде всего мне существами, и миром этим хотелось поделиться. Важным было новое композиционное решение, проработка отдельных деталей. 

Для современного искусства важно понятие контекста. Изучая ваше творчество я обратила внимание на то, что названия в ваших работах всегда непросты и наполнены смыслом.  Для вас это сложный процесс?

Для меня процесс часто сложный и не мгновенный, по-разному. Я размышляю над ним, иногда подолгу, поскольку важен момент того, что я хочу сказать зрителю. Название это дополнительный смысл произведения.

В ближайшее время вы планируете выставки?

В начале следующего года в Арт-центре «Пушкинская 10» будет представлена моя выставка «Осевое время». Серия «Возможность выбора» включает 16 листов, выполненных в технике пастель. У посетителя будет возможность увидеть все серию целиком, так как изначально она включала лишь восемь листов, но я продолжаю работать над ней. Будут представлены еще три новые работы, над которыми я работал в последнее время. Элементы символизма и их переосмысление в контексте искусства постмодерна, это обобщение традиций прошлого, но взгляд современности.  

(21.11.2019)